Творчество Рембрандта Фраза Э. Делакруа «Правда — самое прекрасное и редкое качество* стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харненса ван Рейна (1606—1669). Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов, трехсот офортов и двух тысяч рисунков. Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мастерстве и художественной правды. Жизненный и творческий путь этого замечательного художника был трагичен: от блистательной карьеры, всеобщего признания» богатства, счастливой семейной жизни к полному забвению, одиночеству и нищете. Живший в эпоху барокко, Рембрандт был её ярчайшим представителем, сумевглим выразить все противоречия и характерные черты своего времени.
Бесконечно разнообразна тематика произведений Рембрандта. В каждом из них — попытка передать духовную эволюцию человека» трагический путь познания жизни. Мир его персонажей, как и сама действительность» сложен и многолик. Его герои - - люди с противоречивыми характерами и непростыми судьбами. Одни из них являются носителями мудрости и благородства, других можно рассматривать как воплощение человеческих слабостей и пороков. Иногда эти разнородные качества совмещаются в одной и той же человеческой личности» нередко попадающей в сложнейшие драматические ситуации нравственного выбора. Творчество Рембрандта отличают глубочайший психологизм, сильней' ший накал страстей и чувств. Придавая сценам элементы театральности, Рембрандт активно использует язык символов и аллегорий, в чём также можно уыидеть своеобразную дань художника эстетике барокко. Художественной метафорой Рембрандта, главным принципом его творческого метода стало искусство светотени, в котором ему, пожалуй» не было равных. Художник выделяет с помощью света главные смысловые акценты в картине. Свет пульсирует на лицах, руках , одежде его героев» приводит в движение всё действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Контрасты света и тени усиливают динамику происходящего, осязаемо подчёркивают цвет, форму, объемы и фактуру предметов. Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал и русский художник И.Е.Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра» его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков*. В ранних картинах Рембрандта можно наблюдать множество едва заметных переходов от тёмного к светлому, градации золотисто-коричневого., красного и оливкового цветов. В поздних произведениях часто возникает эффект горящих и тлеющих тонов. Сверкающее золото парчовых мантий, переходы от тёмно-вишневого к ярким оттенкам красных раскалённых углей, словно вобравших в себя лучи света, а затем к угасающим тонам оранжевого — такова красочная палитра художника.
Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы. Художника особенно привлекала возможность откликнуться на вечные проблемы бытия, показать их теснейшую связь с современной действительностью. Мифологические и библейские сюжеты, лишённые привычной идеальной трактовки, давали неисчерпаемый материал для глубоких философских размышлений о сущности бытия и человеческой жизни. Краткая притча или легенда Ветхого и Нового Завета обретали в его произведениях жизненную достоверность, убедительность и силу- Каждый раз он предлагал зрителям собственное прочтение известного сюжета, интерпретируя его как сцену из жизни обыкновенных людей с их земными страстями и переживаниями. В историю мировой живописи Рембрандт вошёл и как блестящий мастер автопортрета, Из года В год, иногда изо дня в день он изображал себя то весёлым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста (I) созданных им автопортретах в живописи и графике - - история его жизни, биография души, исповедь художника. В ранних произведениях он внимательно, глазами постороннего, рассматривает себя в зеркале, подмечая малейшие внешние перемены, останавливая мгновения собственной жизни. Поначалу он много экспериментировал, меняя выражения лица, позы, движения, используя различный формат, эффектные композиции, контрасты светотени. Мы видим то простодушного паренька с мельницы, то светского кавалера и озорного гуляку. Властелина в восточном сказочном наряде, В знаменитом *Авто-портрете с Сасквей на коленях» т написанного вскоре после женитьбы, он весело поднимает бокал за здравие своей жены, приглашая зрителей разделить с ним его счастье и радость. Но с годами безудержное веселье молодости утихает. Теперь всё чаще можно видеть художника за работой: с палитрой или за гравировальным столиком. На нём нет дорогих украшений и богатых парчовых одежд, он одет в рабочий халат, на голове платок или повязка. Его мысли и чувства выстраданы и глубоко пережиты, проницательные глаза обращены к зрителям, они смотрят нам в душу... Теперь он не рассматривает, а изучает себя. Интроспекция (самонаблюдение) становится главной в его творчестве. На последнем автопортрете — беззубое старческое лицо, перекошенное гримасой смеха. Обращаясь к нам, он словно говорит: «Посмотрите, нот что сделала со мной жизнь...» Рембрандт мастерски передаёт едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Его герои неяримо движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой. Их размышления — о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти, С его портретов на нас смотрят самодовольные бюргеры, высокомерные чиновники, чопорные дамы, лицемерные проповедники. А рядом с ними - - полные достоинства и внутреннего благородства поэты и писатели, вдохновенные люди искусства, талантливые учёные. «Портрет Яна Сикса» считается одним из лучших творений художника. О чем думает друг Рембрандта, поэт, меценат к крупный промышленник? О долгой и верной дружбе? О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути? В лице Сикса — сострадание, искренняя и горькая печаль. Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. На его элегантный светло-серый камзол с блестящими пуговицами накинут ярко-красный плащ с золотым шитьем. Чёрная широкополая шляпа и тёмный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. Свет пульсирует на его лице, руках, одежде» он трепещет в воздухе, приводя в движение все, что находится вокруг. Он словно растворяется в осязаемой мгле и вдруг неожиданно вспыхивает, усиливая динамику изображения. *Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится... Какой художник был бы в состоянии создать подобный портрет?» — восхищённо писал Э. Фромантен. В более поздние годы Рембрандт всё чаще пишет старческие лица. В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь. Мудрость опыта, спокойное отношение к приближающейся смерти особенно интересуют художника. Старость — это не крушение жизни, а её достойное и логичное завершение, в «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. Мы ничего не знаем о ней, нет в картине никаких внешних деталей, рассказывающих о её прошлой жизни. Скупо изображен её скромный на ряд — ничто не должно отвлекать зрителей от изображения её лица под красным бархатным капюшоном. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Старушка погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна* Нет ничего, что бы могло нарушить её задумчивость, мерное течение жизни, длящееся бесконечно долго... Наше знакомство с творчеством им,А.С. Пушкина, Москва Рембрандта будет неполным, если мы не скажем об огромном графическом наследии художника. Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. После этого погружал пласти-ну в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу. В офортах Рембрандта проявились новые грачи его таланта: тонкая детализация, свободный и непринужденный штрих, максимальная живописность, чёткость линий и объёмов, удивительные градации чёрного и белого цветов, таящие в себе неисчерпаемые возможности использования светотеневой моделировки образов. По сравнению с живописными произведениями, офорты более разнообразны по тематике: библейские сюжеты, пейзажи, портреты. Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства.
|