Софийский собор в Киеве (построен между 1017 и 1037) — прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих XI века (ил. 1, 3, 7),— к счастью, сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками XVII—XVIII веков. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный храм с пятью апсидами, к которому примыкали две галереи. Внутренняя галерея — двухэтажная, более узкая, наружная — одноэтажная и более широкая. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средней неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами. Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками. При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей. Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими, Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади (588 кв. м) хоры, служившие парадными княжескими залами. Вокруг Софийского соборе вскоре (до 1053) возник целый архитектурный ансамбль. Здесь были построены три монастырских храма (в том числе церкви Ирины и Георгия), близких в плане Софийскому собору, но гораздо более скромных. Митрополичий двор был обнесен, как феодальный замок, кирпичной стеной, а внутри ограды близ собора выстроили (видимо, по византийскому образцу) здание бани. После Киева каменные Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке, Софийский собор в Новгороде (1045—1050) во многом подобен киевскому {ил. 5). Это тоже большой пятинефный храм с широкой галереей и мощной лестничной башней. Однако он несколько проще и скромнее: вместо тринадцати здесь пять глав, вместо двух лестничных башен — одна и одна галерея. В покрытиях полукруглые закомары чередуются с треугольными «щипцами» и сводами в четверть окружности. В целом объем здания более монолитен и статичен. Внутреннее пространство отличается большей цельностью и компактностью, вместо тройных аркад используются двойные; опоры сложного сечения сменяются простыми квадратными или восьмиугольными. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, исчезают мрамор и шифер. Своеобразна и кладка собора: главный материал здесь—камень-известняк, а кирпич использован преимущественно для арок и сводов. Новгородский Софийский собор строили мастера, возводившие киевскую Софию. Своеобразие форм и техники новгородского собора свидетельствует о том, что это были опытные зодчие, умело применявшиеся к местным условиям и, в частности, широко использовавшие дешевый и удобный местный строительный материал—известняковую плиту. Софийский собор в Полоцке (середина XI века) пятииефной композицией и техникой кладки в основном аналогичен киевской Софии. Здание сильно перестроено и недостаточно исследовано. Важным памятником зодчества древнейшей поры является Спасский собор в Чернигове (заложен до 1036). Он меньше киевской Софии. Это трехнефный, продолговатый в плане пятиглавый храм с одной круглой лестничной башней у северо-западного угла. К зданию примыкали небольшие пристройки-часовни, придававшие его композиции ступенчатость. Весьма декоративна кирпичная кладка фасадов здания. Просторные хоры открывались в под купольное пространство торжественными тройными аркадаи, полы устилали резные шиферные плиты, а стены украшали фрески. Более скромный по внешнему облику, чем киевская София, черниговский храм почти не уступал ей в богатстве внутреннего убранства. При всей индивидуальности Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове по композиции, строительной технике, деталям, архитектурному образу, несомненно, родственны. В этом выражается стилистическое единство зодчества Киевской Руси X — первой половины XI века. В нем самобытно запечатлена идея величия, могущества, триумфа Древнерусского государства. Многоглавие и величина храмов, мощные лестничные башни, богатство декоративной разработки фасадов и интерьеров способствовали выявлению этой идеи. Культовая архитектура того времени на Руси лишена суровости и отрешенности от внешнего мира. Наоборот, благодаря аркадам галерей киевский Софийский собор как бы раскрыт наружу. Богатство и изысканность внутреннего убранства, обилие света придают интерьеру парадность и праздничность. Членение его хорами на две зоны еще не создает впечатления жесткой разобщенности пространства. В целом архитектура проникнута оптимистическим настроением. По эмоциональному строю, тональности, общей направленности она родственна героическому эпосу той эпохи. Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнейшего русского зодчества X — первой половины XI века ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры. В XI веке процесс феодализации охватывает всю территорию Древнерусского государства. Пережитки патриархальной старины в социально-экономической сфере и идеологии постепенно исчезают. Усиливается роль церкви, значение монастырей. Все это накладывает отпечаток и на развитие архитектуры. Во второй половине века возведение монументальных сооружений целиком сосредоточивается в Киеве, так как, по-видимому, в других городах еще не было мастеров, способных вести самостоятельное строительство. В Киеве же такие кедры, несомненно, были: даже сам размах строительства, не говоря о ряде своеобразных архитектурных особенностей, свидетельствует, что основная роль в возведении монументальных зданий принадлежала уже русским мастерам. В это время в Киеве и его окрестностях было возведено несколько монументальных зданий, главным образом монастырских соборов. Это крупные трехнефные крестовокупольные храмы, напоминающие по композиции основное ядро Десятинной церкви. В наиболее законченной форме подобный тип здания воплощен в Успенском соборе Печерского монастыря (1073—1078). К юго-западному углу храма примыкала прямоугольная в плане лестничная башня, а к северо-западному — крещальня в виде миниатюрной четырехстолпной церкви. Близок по композиции собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108). Здесь маленький храмик, может быть, крещальня, примыкал к юго-западному углу собора, а лестничная башня включена внутрь северо-западного угла здания. Собор Михаила в Выдубицком монастыре (1070—1088) чрезвычайно вытянут в плане. По существу, это был даже не шести, а восьмистолпный храм, так как между подкупольными столбами и апсидами было еще одно дополнительное членение. Лестничная башня тоже как бы вдавлена в тело здания: зодчие явно стремились к максимальному упрощению объема, симметрии и геометрической четкости форм. К восточным углам храма примыкали небольшие усыпальницы. Родствен по типу и храм Бориса и Глеба в Вышгороде (70-е годы XI века) — грандиозное здание сорока двух метров длиной, с лестничной башней в северо-западном углу, не выдававшейся наружу. Очень своеобразна церковь Спаса в пригородной княжеской резиденции Берестове . Здесь в северном и южном углах нартекса симметрично расположены крещальня и лестничная башня, в результате чего западная часть храма шире его основного объема. Особенностью церкви являлось и наличие трех пониженных притворов перед входами, придававших ее композиции ступенчатость. Возведенная Владимиром Мономахом уже в начале XII века (видимо, после 1113), церковь Спаса как бы завершает собой ряд построек этой эпохи. Из них до наших дней частично сохранились лишь собор Выдубицкого монастыря и церковь Спаса на Берестове. В памятниках киевского зодчества второй половины XI века еще сказываются старые художественные традиции времени Ярослава, Характер убранства фасадов — декоративная полосатая кладка, двухступенчатые ниши — во многом повторяет систему убранства киевской Софии. В интерьерах еще часто применяется мозаичная живопись с ее мерцающим золотым фоном. Но в храмах этого времени все старые черты выступают уже вместе с новыми, проявляющимися главным образом не в сфере декора, а в поисках новых композиционных решений. Появляется стремление к большей строгости и простоте архитектуры, исчезают многоглавие и динамика объема в целом, отмирают башни и открытые галереи. В интерьерах уменьшается площадь хоров и исчезают внутренние аркады, что сразу делает внутреннее пространство более целостным. В конце XI века рядом с Киевом возникает новый очаг архитектурно-строительной деятельности — Переяславль-Южный (или Русский). Лежащий на границе со степью, этот город тогда стал оплотом против половецких вторжений. Князем здесь до перехода в Киев был Владимир Мономах, а епископом — активный церковно-политический деятель грек Ефрем. К сожалению, все памятники древней переяславской архитектуры погибли; археологическими раскопками вскрыты лишь остатки. Вдетинце Переяславля был создан архитектурный ансамбль, огражденный каменной стеной с надвратной церковью - святого воина Федора. Центр комплекса составлял огромный, посвященный также покровителю воинов собор архангела Михаила с притворами и богатейшим внутренним убранством. На территории города располагались сравнительно небольшие, частью бесстолпные храмики, видимо, связанные с дворами бояр и дружинников. Возможно, что в создании здесь самостоятельного архитектурного центра вновь участвовали византийские зодчие. К началу XII века складываются новые архитектурные центры. Начинается интенсивное монументальное строительство в Новгороде. В 1103 году в Городище, княжеской пригородной резиденции, построили церковь Благовещения — шестистолпный храм с примыкавшей к северо-западному углу прямоугольной лестничной башней. В 1113 году на Торговой стороне Новгорода был сооружен Никольский собор на княжеском Ярославовом дворище, по плану следовавший схеме собора Печерского монастыря. Его внешний вид строг и лаконичен: плоские лопатки и ярусы декоративных двухступенчатых ниш составляют все убранство фасадов. Собор имел пять глав, что было, видимо, сознательным подражанием новгородской Софии. Хоры этого придворного храма соединялись переходом с княжескими хоромами. Собор Антониева монастыря (1117) имеет, как и церковь Благовещения, башню (круглую) у северо-западного угла. Храм завершен асимметричным трехглаеием: вторая глава венчает башню, а несколько меньшая, третья,— противоположный угол. Заканчивает этот этап новгородского строительства Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), повторяющий композицию церкви Благовещения на Городище (ил. 6). Совершенство пропорций, уравновешенность асимметричного трехглавия, органическое слияние объемов башни и храма, наконец, общая четкость и ясность образа делают Георгиевский собор наиболее выдающимся памятником новгородской архитектуры первой половины XII века. На здании некогда была вырезанная на камне надпись о том, что его строил мастер Петр. Есть все основания полагать, что ему же принадлежат и более ранние храмы— Благовещения и Николы на Ярославовом дворище. Соборы Антониева и Юрьева монастырей, поставленные на берегу Волхова, выступают как эпиграфы при подъезде к городу с севера и юга, в этом проявилось широкое градостроительное мышление новгородских зодчих той поры. Новгородские памятники начала XII века еще очень близки киевским. Но вместе с тем они уже знаменуют переход к новому этапу русской архитектуры. В них проявились некоторые особенности, сказавшиеся главным образом в строительной технике; зодчие широко использовали местный камень, хотя все наиболее ответственные участки выполнены из кирпича в типично киевской технике кладки «соскрытым рядом». Здесь еще нельзя говорить о самостоятельной новгородской архитектурной школе, хотя некоторые тенденции к ее сложению уже явно намечаются. Зодчество Киева, Переяславля и Новгорода второй половины XI—начала XII века завершает древнейший этап истории русской архитектуры, связанный с раннефеодальным периодом русской истории, с расцветом могущественного Древнерусского государства. Блистательное наследие этой поры является основой единства русской художественной культуры XII—XI11 веков и общности культур трех великих братских народов — русского, украинского и белорусского.
|