Скульптурные шедевры Лоренцо Бернинн.
Как и живопись, скульптура барокко подчинялась обшему декоративному оформлению фасадов и интерьеров зданий. Она отличалось подчёркнутой экспрессивностью форм, ее излюблеными мотивами стали спираль» гнутые и витые формы, закругленные гран и > возможность рассмотрения их с разных точек зрения. Идеальные скульптурные образы сочетали в себе бурную динамику выражения чувств» реальность с фантазией, искусственные материалы с природными. Добиваясь впечатления невесомости фигур, скульпторы, казалось, стремились преодолеть тяжесть мрамора или бронлы. Одним из лучших мастеров скульптуры барокко был Лоренцо Бе рнинн, которому удалось и в этом виде искусства сделать немало художественных открытий. Определяя главные особенности изобразительного искусства барокко и скульптурного творчества Бернини, искусствовед Н. Л. Дмитриева отмечала: «Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Не живопись стремится быть скульптурной, как в искусстве Возрождения, а скульптура хочет быть живописной.,. Немудрено писать красками воздушные облака или пушистый мех и лёгкое кружево, а вот превратить мрамор в облака и мех — это триумф художника, для которого нет ничего невозможного^, Действительно, Лоренцо Бернини умел подчинять своей творческой фантазии твёрдый камень, превращая его в послушный и податливый материал- Он говорил: „Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью...)» Он мог вручную шлифовать камень по пять—семь часов в день без единой передышки». Такого напряжения и самоотверженности в работе не выносили даже его молодые ученики-помощники. Тщательно обрабатывая белый или цветной мрамор и бронзу, он добивался удивительных световых эффектов, имитиронал блеск и мягкость кожи» фактуру ткани. Но главной заслугой скульптора было мастерское воспроизведение тончайших движений человеческой души, в атом искусстве ему не было равных. В интерьерах соборов и капелл, оформляя ансамбли площадей, он создавал непревзойдённые по красоте и изяществу композиции. Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала скульптурная комгтолипия «Экгтая Святой Терезы» для римской церкви Сайта Мария делла Витториа- Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых, В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой:
«В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным остриём; мне показалось, что он вонзил её несколько раз в моё сердце.,. Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что.-ь пусть бы эта боль длилась вечно».
Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Нереальность происходящего подчёркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Снятая Тереза, бессильно запрокинув голову. Её веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в её болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создаётся впечатления неестественности в проявлении чувств.
Композиция помещена в глубокой нише, обрамленной цветным мрамором. На рельефах боковых стен Бернини запечатлел заказчиков. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь жёлтое стекло окна собора. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удаётся представить их парящими в облаках.
Глядя на это произведение, кажется, что Бернини сознательно не даёт здесь проявиться природе камня: мрамор воспринимается лишённым тяжести и веса. Твёрдый камень пластичен и податлив, он передаёт то воздушность облаков, то бархатистую нежность кожи, то гладкость ткани. В фигурах он отполирован с особой тщательностью: бурно извиваются складки одеяния, сливающиеся с клубящимися облаками. Складки драпировок настолько глубоко прорезаны, что эта вспененная поверхность разрушает цельность объёма композиции. Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его гибким, как воске. К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим, Самые известные из них фонтан Тритона и фонтан Четырёх рек - блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.
|