Музыкальная
культура барокко
Мир музыкальной культуры XVII—XVIII вв. чрезвычайно сложен и раян о обращен. Его невозможно свести к
какому-то одному стилю или нескольким лаконичным определениям и формулировкам.
Вот почему, рассказывая о музыке барокко» мы лишь наметим общую картину ее
развития.
Музыкальная культура барокко существенно
отличалась от музыки Возрождения. В ней царило ощущение неизбежности перемен и
дух новаторства. Один из меломанов начала XVII в. с возмущением писал:
«Музыкантам хочется изобретать нечто новое, И
вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от
путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искажённые
произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новизны...»
Действительно, музыка, как ни одно другое
искусство, ощутила на себе напряжённый, тревожный и неустойчивый дух своего
времени. На смену плавной гармонии, уравновешенности и оптимизму Возрождения пришли трагическое мироощущение,
пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека. Для выражения
подобных чувств музыке были необходимы новые специфические средства и формы. И
они были блестяще найдены. На смену хоровой полифонии Возрождения приходит
мелодичное одноголосие, способное передать малейшие волнения человеческой
души.
Музыка барокко носит преимущественно
светский характер, в ней в большей степени проявляются демократические тенденции
эпохи; всевозможные украшения (мелизмы) делают её наиболее яркой и
декоративной, что соответствует барочной эстетике. Неустойчивые диссонирующие созвучия,
неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, мелодии, томительно
длящиеся во времени, быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении,
одновременное авучанке множества инструментов, использование танцевальных
ритмов — всё уто определяло суть
барочной музыки.
Новый
музыкальный стиль проникает и в церковную музыку (в органные мессы
Фрескобальди, Баха, оратории Генделя). Но ярче всего он проявился в опере, ведущем
жанре музыки барокко.