Характерные черты барочной архитектуры Все в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения. Об особенностях восприятия произведений барочной архитектуры справедливо писал искусствовед И, Э, Грабарь: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глая путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь» которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Главными особенностями архитектуры барокко являются: * тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись; * увеличение масштабов, массивность» искажение классических пропорций» когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку; * появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения; * создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипсис вместо круга, прямоугольник вместо квадрата); * усиление декоративного начала» детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон («боязнь пустоты*); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затенённых зон. В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии -в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII столетия. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.
|