МХК
Суббота, 20.04.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Февраль » 6 » Изобразительное искусство барокко.
19:36
Изобразительное искусство барокко.

Изобразительное искусство барокко.

   В изобразительном искусстве барокко так же как и в архи­тектуре, преобладали монументальные декоративные компози­ции на религиозные и мифологические темы, парадные портре­ты, предназначенные для украшения интерьеров дворцов.

   Изобразительное искусство барокко наиболее ярко н вырази­тельно представлено декоративной монументальной живо писью* покорявшей и ослеплявшей современников обоим празд­ничным блеском, накалом страстей» неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов. Перед зрителем представали разверзшие­ся небеса, стремительно несущиеся в разные стороны группы людей и ангелов, обрамлённые причудливыми очертаниями пышных архитектурных форм. Небо и земля, сает и мрак, силы ада и рая — всё переплеталось в этих аллегорических компози­циях, вовлекая зрителей н неукротимое движение и бурное ки­пение страстей.

   Монументальная живопись барокко расширяла границы ре­ального пространства, подчёркивала идею беспредельности ми­ра. Она всё больше напоминала мистическое или театральное действие. Главные её темы — торжество Божественной справед­ливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и свя­тых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограничен­ной власти государства и церкви.

   К выдающимся художникам барокко можно отнести фламанд­ского мастера Питера Пауэла Рубенса (1577—1640)» принадле­жавшего к числу «универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют отклик­нуться на самые различные стороны жизни* (Л/. В. Алпатов),

   При упоминании имени Рубенса приходят иа память пыш­ные флвмандские красавицы с золотистыми волосами, сцены охоты и битв, вакханалии, великолеп­ные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопа­дами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей... В каждом своём произведении Рубенс не только передавал сходство с натурой, но и наделял полотно жизненной силой, энергией, доставлял радость зрителю. Он умел наполнять интенсивной, бьющей через край жизнью всё, к чему прика­салась его кисть. Не случайно худож­ник Эжен Делакруа называл его *Гоме-ром живописи»» а Карл Брюллов нахо­дил в его картинах «роскошный пир для очей *.

   Рубенса часто называют крупней­шим мастером торжествующего барок­ко. Это верно, так как б своём творчестве он унаследовал и развил многие тради­ции этого художественного стиля. Ощу­щение бесконечности мира, неукротимого всеобщего движения, столкновение стихийных сил и накал человеческих страстей — вот что характерно для мпогих поло­тен художника. Много фигурные асимметричные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями.

   Картины Рубенса отличают свободное построение компози­ции, объёмная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тон­чайшая игра красочных оттенков. Они полны напряжённой ди­намики, буквально светятся сочными, яркими красками, кото­рые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Для него было характерно письмо длинными вол­нистыми мазками. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти. Вот почему грузные тела в его ком­позициях воспринимаются лёгкими, исполненными изящества и грации.

   Полотна Рубенса, отвечавшие вкусам монархов» великолеп­но вписывались в роскошное убранство прославленных дворцов Лондона, Парижа и Антверпена- Но его картины нельзя рассмат­ривать только как декорации парадных залов, дворцов и музеев. Это подлинные шедевры, в которых органично сочетаются луч­шие традиции нидерландских мастеров живописи, ощущается собственный почерк талантливого мастера.

   Рубенса часто называют счастливым и блистательным худож­ником. И это верно. В 23 года он получил от гильдии Святого Луки звание художника и отправился совершенствовать своё мастерство в Италию.

   Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изайел-лой Брант», и вы поймёте, насколько талантлив был этот на­чинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и пре­исполнено чувства собственного досто­инства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шля­па с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристок­ратичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой Изабел­лой в беседке, увитой зеленью и цвету­щей жимолостью. Выразительные глаза супругов обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склонён­ные друг к другу фигуры, красноречи­вый жест соединённых рук символизи­руют внутреннее согласие и любовь. Да» это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника.

    В аллегорической картине «Союл Земли и Воды» он прославляет союз двух при­родных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Зем­лю олицетворяет мать Йогов Кибела, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз» который освя­щает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибелы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие.  Очаровательные путти веселятся и играют а потоках льютцейгя воды, шумно вырывающейся из ог­ромной урны. Зыбкий союз Земли и Воды не случайно является центром композиции» отражающей надежду Рубенса на скорей­шее процветание родины. После разделения Нидерландов на Се­верные и Южные провинции Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий - Земли и Воды — это надежда на установление мира» мечта художника о союзе Фландрии с морем. Рубенса всегда вдохновляла античная мифология, в ней он находил радость жизни, единение человека о природой, яркие мужественные образы. Пирующие боги и силены, вакханки и нимфы, сатиры и пастушки, живущие в ми­ре страстей и желаний, становятся главным объектом изображения. В «вакханалиях жизни» Рубенс пе­редаёт своё восхищение человече­ской красотой, умеющей и в мире стихийных чувств сохранить свою глубокую чистоту и праздничное мироощущение.

   Немало прекрасных полотен со­здано Рубенсом на темы Священно­го Писания. Одно из лучших его произведений — алтарная картина •«Снятие с креста», блестяще опи­санная французским писателем, ху­дожником и искусствоведом Э. Фро-мантеном в книге «Старые мастера* (1Н20-1876):

«Сцена — значительна и суро­ва,., адесь страдание представле­но благородное и величаво-ти­хое. Тут всё сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах

   Священного Писания. Ни искривлённых тел, ни криков, ни мук, ни лишних слёз. Быть может» только Богоматерь не сдержала рыдания. Непомерная скорбь её выражена неутеш­ным жестом, заплаканным лицом и красными глазами. Христос — одна из наиболее прекрасных фигур.,, В нём не­уловимо гибкое, утончённое изящество» передающее мягкость тела и изысканность, свойственную прекрасному академиче­скому этюду. Чувство меры -- тонко. Вкус — совершенен. Рисунок не уступает по силе чувства. Обратите особенное внимание на то... как осторожно его поддерживают, как бес­сильно изогнуто оно, покрытое длинным саваном, с какой любовью и тоской принимают его к себе на руки женщины. Есть ли что-нибудь более трогательное?..

   Это картина с темноватым фоном» на котором положены ши­рокие, сильные, совершенно не оттеяёшше световые пятна. Колорит не очень богат. Он напряжён, выдержан, точно рас­считан на впечатление издали... Он слагается из темно-зелё­ного, почти чёрного цвета, из абсолютно чёрного» из немного глухого красного и из белого. Эти четыре цвета положены один возле другого так же свободно, как могут быть положе­ны четыре краски такой силы... все это поразительно по раз­маху и строгости».

   В 1609г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это в свою очередь поднимало его престиж в обществе и откры­вало ему путь к свободному творчеству. Б заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло.  Заказчиками  художника были француз­ская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабел­ла, генуэзские купцы...

   Не имея возможности быстро выпол­нять многочисленные заказы, Рубенс со­здал огромную мастерскую, куда стека­лись лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаме­нитые Лнтонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657).

   Рубенс обладал колоссальной рабо­тоспособностью. В шесть часов после ут­ренней мессы он шёл в мастерскую к ра­бочему столу или мольберту, делая де­сятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников» специализировавшихся на определён­ных элементах картины» прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостон-тельных произведений и еще столько же совместно с учениками - - невероятная цифра для выдающегося мастера, про­жившего всего 63 года! Убедительный комментарий к сказанному • - оценка Делакруа: «Рубеке — Бог!*

   Рубенс был не только художником, но и блестяще образован­ным человеком. Разносторонний учёный» знаток и коллекци­онер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании к Англии» полиглот, знавший семь языков» переписы­вавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издав­ший двухтомную книгу «Дворцы Генуи* и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе за­служенную сладу при жизни- В 1630 г. после удачной диплома­тической миссии английский король Карл I пожаловал худож­ника я рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами... Один из влиятель­ных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов» что его умение рисовать следует отнести к самому последнему*.

Просмотров: 5510 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Изобразительное искусство барокко, Барокко. Архитектура. Скульптура. Ж | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergbag  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/stoimost-rabot-za-tonnu-metallokonstruktsiy/>нзмк татарстан официальный сайт</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz