МХК
Пятница, 29.11.2024, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 26 » ИСКУССТВО XII — СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА
15:25
ИСКУССТВО XII — СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА

ИСКУССТВО XII — СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА

   Одновременно с повсеместным утверждением феодализма и быстрым развитием крупного землевладения в условиях недостаточно прочных экономических связей слабеют единство Руси и объединяющая сила Киева. Складываются и крепнут новые княжества со своими стольными городами, со своей феодальной знатью и княжескими династиями, со своими культурно-экономическими связями и политическими интересами. Первые признаки этого проявились еще в XI веке, когда Русь была разделена между наследниками Ярослава Мудрого. В XI! веке начинается новый этап — период феодальной раздробленности. История единого Древнерусского государства сменяется историей борьбы и соперничества политически и экономически самостоятельных областей: Новгородской, Полоцкой, Волынской, Смоленской, Черниговской, Владимиро-Суздальской, Галицкой и других. В связи с этим и единый процесс художественного развития разделяется на ряд потоков, складываются местные художественные школы, особенно ярко выступающие в зодчестве.

   Перед архитектурой встают новые задачи — обстраиваются феодальные города с их укреплениями, княжескими резиденциями, боярскими усадьбами, монастырями, соборами и приходскими храмами. Столицы княжеств, где в основном и разворачивается теперь монументальное строительство, становятся крупными политико-административными и торгово-ремесленными центрами, хотя и уступают по масштабу Киеву и Новгороду. Основные части города —детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административно-правительственный центр, и примыкающий к нему посад с площадью торга, часто также прикрытый оборонительными сооружениями (окольный город). В городах, в отличие от сельских поселений, слагается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц, часто мощенных деревом. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоящие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором. Наряду с крупными в это время возникает много маленьких городов. Как и прежде, все они обнесены деревянной стеной и оборонительными валами, часто округлыми в плане, что тогда было наиболее целесообразным с военно-инженерной точки зрения. Валы с деревянными стенами на гребне обычно столь высоки, что скрывают даже крупные здания, и город снаружи воспринимается как замкнутая суровая твердыня. 

  Феодальная раздробленность ослабила военно-политическую мощь страны, что облегчило позже завоевание Руси монголо-татарами. В это время внутри отдельных княжеств быстро нарастают производительные силы, умножается торгово-ремесленное население городов. Культурное наследие Киевской Руси распространяется вширь и вглубь, передаваясь удаленные города и селения. В его освоение и развитие включаются более широкие местные силы. Из народной среды выдвигаются крупные мастера во всех областях искусства. Это новгородские ювелиры Коста и Братила, черниговский художник-литейщик Константин, киевский мозаичист и живописец Алимпий, холмский скульптор Авдий, зодчие — новгородцы Петр и Коров Яковлевич, полочанин Иоанн, киевлянин или смолянин Петр Милонег. Их было, конечно, несравненно больше (княжеские и церковные летописи скупы на упоминания имен народных мастеров). Они прочно держали в своих руках судьбы искусства, обогащая и двигая его вперед, смело относясь к старым традициям, живо интересуясь опытом других стран, принося с собой народные вкусы и местные особенности.

   Связанные с региональными бытовыми и художественными традициями, с особенностями социально-политических и естественно-географических условий, с различием внешних отношений княжеств, областные художественные школы XII — середины XI11 века при всем многообразии, однако, сохраняют принципиальное единство. Оно обусловлено быстрым развитием городов и городского ремесла, определившим известное единство материальной культуры; общностью киевского культурного и художественного наследия; общностью феодального строя и, наконец, единством уже сложившейся русской народности.

   Русское искусство XII — середины XIII века за короткий исторический срок прошло большой и яркий путь, создав выдающиеся произведения во всех областях художественного творчества. К концу этого этапа — на рубеже XII—XIII веков и в первой половине XIII века на Руси появляются художественные произведения, позволяющие с полным основанием говорить о начавшейся кристаллизации общерусских национальных особенностей искусства.  

Просмотров: 867 | Добавил: $Andrei$ | Теги: ИСКУССТВО XII — СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz