ИСКУССТВО XII — СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА Одновременно с повсеместным утверждением феодализма и быстрым
развитием крупного землевладения в условиях недостаточно прочных экономических связей
слабеют единство Руси и объединяющая сила Киева. Складываются и крепнут новые княжества
со своими стольными городами, со своей феодальной знатью и княжескими династиями,
со своими культурно-экономическими связями и политическими интересами. Первые признаки
этого проявились еще в XI веке, когда Русь была разделена между наследниками Ярослава
Мудрого. В XI! веке начинается новый этап — период феодальной раздробленности. История
единого Древнерусского государства сменяется историей борьбы и соперничества политически
и экономически самостоятельных областей: Новгородской, Полоцкой, Волынской, Смоленской,
Черниговской, Владимиро-Суздальской, Галицкой и других. В связи с этим и единый
процесс художественного развития разделяется на ряд потоков, складываются местные
художественные школы, особенно ярко выступающие в зодчестве. Перед архитектурой
встают новые задачи — обстраиваются феодальные города с их укреплениями, княжескими
резиденциями, боярскими усадьбами, монастырями, соборами и приходскими храмами.
Столицы княжеств, где в основном и разворачивается теперь монументальное строительство,
становятся крупными политико-административными и торгово-ремесленными центрами,
хотя и уступают по масштабу Киеву и Новгороду. Основные части города —детинец (позднее
его стали называть кремлем), укрепленный административно-правительственный центр,
и примыкающий к нему посад с площадью торга, часто также прикрытый оборонительными
сооружениями (окольный город). В городах, в отличие от сельских поселений, слагается
уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц,
часто мощенных деревом. Характерными для облика города были феодальные усадьбы,
состоящие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором. Наряду
с крупными в это время возникает много маленьких городов. Как и прежде, все они
обнесены деревянной стеной и оборонительными валами, часто округлыми в плане, что
тогда было наиболее целесообразным с военно-инженерной точки зрения. Валы с деревянными
стенами на гребне обычно столь высоки, что скрывают даже крупные здания, и город
снаружи воспринимается как замкнутая суровая твердыня. Феодальная раздробленность
ослабила военно-политическую мощь страны, что облегчило
позже завоевание Руси монголо-татарами. В это время внутри отдельных княжеств быстро
нарастают производительные силы, умножается торгово-ремесленное население городов.
Культурное наследие Киевской Руси распространяется вширь и вглубь, передаваясь удаленные города и селения. В его освоение и развитие включаются более широкие местные
силы. Из народной среды выдвигаются крупные мастера во всех областях искусства.
Это новгородские ювелиры Коста и Братила, черниговский художник-литейщик Константин,
киевский мозаичист и живописец Алимпий, холмский скульптор Авдий, зодчие — новгородцы
Петр и Коров Яковлевич, полочанин Иоанн, киевлянин или смолянин Петр Милонег. Их
было, конечно, несравненно больше (княжеские и церковные летописи скупы на упоминания
имен народных мастеров). Они прочно держали в своих руках судьбы искусства, обогащая
и двигая его вперед, смело относясь к старым традициям, живо интересуясь опытом
других стран, принося с собой народные вкусы и местные особенности. Связанные с
региональными бытовыми и художественными традициями, с особенностями социально-политических
и естественно-географических условий, с различием внешних отношений княжеств, областные
художественные школы XII — середины XI11 века при всем многообразии, однако, сохраняют
принципиальное единство. Оно обусловлено быстрым развитием городов и городского
ремесла, определившим известное единство материальной культуры; общностью киевского
культурного и художественного наследия; общностью феодального строя и, наконец,
единством уже сложившейся русской народности. Русское искусство XII — середины
XIII века за короткий исторический срок прошло большой и яркий путь, создав выдающиеся
произведения во всех областях художественного творчества. К концу этого этапа —
на рубеже XII—XIII веков и в первой половине XIII века на Руси появляются художественные
произведения, позволяющие с полным основанием говорить о начавшейся кристаллизации
общерусских национальных особенностей искусства.
|