Искусство X- начала XII. АРХИТЕКТУРА Древнерусское зодчество—явление эпохи, когда религия была господствующей формой идеологии, и естественно, что основная линия художественного развития лежала в этой сфере или испытывала ее влияние. Состав дошедших до нас памятников, к сожалению, крайне ограничен. Сохранились преимущественно каменные и кирпичные постройки: храмы, реже дворцовые сооружения и крепости. Уцелела лишь ничтожная часть того, что было построено. Правда, в последнее время археологические раскопки открыли множество ранее неизвестных сооружений. Однако сохранились лишь основания этих построек, об их верхних частях можно судить только предположительно. К этому следует добавить, что даже ныне существующие памятники древнерусского зодчества очень часто искажены позднейшими ремонтами и перестройками. Деревянные же сооружения, господствовавшие в древнерусском строительстве, остались лишь от позднейшего времени (XVI!—XVIII века). Поэтому наши представления об истории древнерусского зодчества в известной мере односторонний, и мы неизбежно должны прибегать к гипотезам и реконструкциям. Как и древнерусская литература, архитектура и искусство были теснейшим образом связаны с жизнью страны. Поэтому закономерно, что и последовательность важнейших ; этапов развития русской архитектуры и искусства в основном совпадает с периодизацией отечественной истории, а идейное содержание выдающихся произведений находит объяснение в важнейших событиях и явлениях той эпохи. Рост городов Киевской Руси обусловил в конце X—XI веках быстрый подъем зодчества, и в первую очередь деревянного. Огромную роль в этот период играло оборонительное строительство. Само слово «город» обозначало прежде всего укрепленное поселение. Крепостные сооружения городов в эту пору представляли собой деревянные стены, стоявшие на земляных валах. Стены состояли из отдельных, плотно соединенных между собой срубов. Их спокойный ритм определял внешний облик стен. Башни применяли в очень ограниченном числе, но въезд в город всегда вел через проездную башню. В специальных военных крепостях деревянные конструкции, скреплявшие изнутри земляные валы, часто использовали в качестве помещений для гарнизона. В области жилищного строительства на Руси издавна сложилось два типа построек. Русские жилища северного типа были наземными, со срубными стенами, деревянным полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Часто к основному срубу примыкала узкая деревянная галерейка. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой. Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены— деревянные, большей частью присыпанные снаружи землей. Крыша также покрывалась слоем земли. Печи — каменные или чаще глиняные. Рядовые древнерусские жилища имели, как правило, одно помещение, приблизительно квадратное в плане, со сторонами 3—4 метра. Топили «по-черному», то есть без устройства специального дымохода, с выпуском дыма через дверь или особое отверстие в кровле. По внешнему облику и декоративному оформлению, о которых можно судить лишь предположительно, эти жилища, видимо, стоят еще за пределами искусства архитектуры. Иное дело дома феодалов, где народный тип срубной постройки композиционно осложнялся. Два, три а иногда и более помещений перекрывали высокими кровлями, украшали декоративной резьбой и, вероятно, росписью. Печи здесь имели дымоходы. В состав княжеского двора входило характерное для Киевской Руси сооружение—гридница — большой светлый зал, служивший местом многолюдных собраний князя с дружиной и пышных пиров. Языческие культовые места — требища - представляли собой круглые земляные площадки, где стояли идолы и горели священные костры. Для требищ выбирали красиво и эффектно расположенные возвышенные места. В Киеве идол Перуна стоял на холме вне княжеского двора. Очень вероятно, что у восточных славян были деревянные рубленые языческие храмы. Руками русских плотников сооружались и первые христианские храмы, в частности деревянная ц е р к о в ь Ильи в К и е в е (первая половина X века). В конце века новгородские мастера срубили монументальный тринадцати-главый собор Софии; по вероятной гипотезе, его величавый объем складывался из тринадцати соподчиненных столпообразных срубов. Не удивительно, что уже в начале XII века искусство новгородских «древоделей» получило общерусскую известность, Видимо, ими же в 60-х годах XI века построен из дуба собор в Ростове. Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была «соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет». Не менее замечательным являлся деревянный храм, посвященный новым русским святым — князьям Борису и Глебу, в Вышгороде. По словам автора жития, князь Ярослав «еозгради церковь велик у, имеющу верхов пять и исписа всю и украси ее всею красотою». Широкое развитие деревянного строительства содействовало его совершенствованию и специализации, выделению мастеров и сложению строительных корпораций. Первые известные нам по имени русские зодчие — вышгородские мастера М и р о н ег (начало XI века) и Ждам-Никола (конец XI века). В руках мастеров плотничьего искусства сосредоточивалось все строительство — военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию связи зодчества с ландшафтом и законов архитектурного ансамбля. Таким образом, в пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры, имевшим глубокие исторические корни. Однако традиционного деревянного зодчества, сложившегося во времена язычества, оказалось недостаточно при феодальном строе и господстве христианской религии. Новым идеологическим задачам более отвечала каменная монументальная культовая архитектура. Она, как и новая религия, приходит из Византии, бывшей в X—XI веках наиболее передовой страной Европы. В процессе многовекового развития византийской культуры сломилась стройная и законченная система искусства, связанная с христианством. Центром храма было подкупольное пространство, залитое светом, проникавшим сверху через окна, размещенные в барабане. Примыкающие к подкупольному квадрату ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана. Угловые части перекрывались куполами или цилиндрическими сводами. С восточной стороны к зданию примыкали три граненых или полукруглых помещения— апсиды, В средней апсиде размещался алтарь, отделенный от основного помещения храма невысокой алтарной преградой в виде аркады (зачаток позднейшего иконостаса). В западной части здания устраивалось помещение второго яруса—хоры, где во время богослужения находилась феодальная знать. Внутри церкви на стенах, столбах и сводах размещались объединенные в строго канонизированную систему религиозные изображения, выполненные в технике мозаики и фрески. Полированный, инкрустированный и резной камень отделки и драгоценная утварь завершали синтез искусств, подчиненных архитектуре. К подобному зданию нередко добавляли еще одно членение с запада (нартекс), превращая храм в шестистолпный. Иногда храм расширяли за счет двух боковых нефов (неф — пространство между рядами столбов); здание становилось уже не трех-, а пятинефным. Внешний облик храма отражал его внутреннее устройство: на фасадах внутренним столбам отвечали плоские вертикальные выступы — лопатки. Каждое членение (прясло) фасада завершалось полукружием посводного покрытия — закомарой. Здания возводили из тонкого плиткообразного красного кирпича (ллинфы) и камня на известковом растворе. Раствор имел розовый цвет от добавки в него мелкотолченого кирпича (цемянки). Швы раствора были толстыми, равными толщине кирпича. Таким образом создавалась своеобразная полосатая поверхность фасадов, не закрывавшаяся штукатуркой. Характерна кладка «со скрытым рядом», при которой на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один. Заглубленный же ряд снаружи закрывали раствором.. При этом полоса раствора превосходила по толщине ряд кирпича в три раза. Прием этот обеспечивал «перевязку» швов и прочность кладки, но вместе с тем давал и широкие декоративные возможности. Полосатые розово-красные стены оживлялись проемами узких окон и рядами декоративных двухуступчатых ниш. В целом византийский храм был совершенно законченным, торжественным и замкнутым в себе архитектурным организмом. Этот тип храма и лег в основу развития древнерусского каменного культового зодчества. Древнейшим каменным храмом на Руси являлась Десятинная церковь в Киеве {989—996), о которой мы можем судить лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Это был монументальный шестистолпный храм расширенный путем обстройки пониженными галереями, что, очевидно, придавало его объему ступенчатый характер. По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Внутри были хоры для князя и знати, открывавшиеся аркадами в пышно убранное внутреннее пространство храма. Сохранились обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) плит, покрытых барельефным орнаментом, плитки от наборных полов, фрагменты фресок и мозаик. На главной городской площади (Бабином торжке), где стояла Десятинная церковь, располагались и каменные двухэтажные дворцовые здания, родственные ей по убранству и стилю. Об этом свидетельствуют найденные здесь обломки полированного камня, круглые оконные стекла, фрагменты мозаик, фресок, резьбы по мрамору, майоликовые плитки от наборных полов. Площадь была украшена бронзовой квадригой коней и античными статуями, вывезенными князем Владимиром из взятого штурмом Корсуня (столицы византийского Крыма). По периметру площади, вероятно, находились деревянные хоромы феодальной знати. Город опоясывала деревянная стена на земляном валу с монументальными каменными воротами. Таков был Киев на рубеже X—XI веков, представлявший уже в этом древнейшем виде сложный и живописный архитектурный ансамбль. К 30-м годам XI века Киев далеко перерос границы «Владимирова города». При Ярославе Мудром возводится новая оборонительная линия. Ее мощные земляные валы, имевшие протяжение около 3,5 километра, достигали в высоту 14 метров; над ними поднимались деревянные стены. В крепость вело трое каменных ворот, главными из которых были Золотые ворота (1037)—величественная башня с высокой аркой проезда и надвратной церковью. Остатки Золотых ворот сохранились до наших дней. В центре нового города был возведен собор Софии. По широте архитектурного замысла сооружений Киев явно соперничал с Царьградом. Наряду с византийскими зодчими в Киеве теперь активно работали и русские мастера, слагалась своя школа каменного зодчества.
|