При
Андрее Боголюбском архитектура переживает стремительный расцвет. Столица
переносится во Владимир. Город, красиво расположенный на высоком берегу
Клязьмы, в 50-х — 60-х годах XII века быстро обстраивают новыми зданиями,
обносят могучими валами с деревянными стенами и белокаменными воротными
башнями. Из них сохранились З о л о т ы е ворота (1164) с огромной
торжественной аркой проезда, над которой возвышалась надвратная церковь. Ворота
были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой.
Интенсивное строительство свидетельствует о
сложении во Владимире опытных многочисленных кадров строителей. Они восприняли
традиции галицкои архитектуры, быстро переработали их и далее развивали
совершенно самостоятельно. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры
этой поры чувствуется и прямое участие романских зодчих. Есть сведения, что
Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху Барбароссе,
Однако участие романских зодчих не превращает владимиро-суздальскую архитектуру
8 вариант романского стиля. Романские черты проявились в основном в деталях и
резном декоре, в то время как общерусские формы, восходящие к киевским
традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в конструкции. Тяготеющие к
разным источникам особенности настолько органично слиты, что создают совершенно
самобытное зодчество, ярко характеризующее культуру одного из сильнейших
русских княжеств этой эпохи.
Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского
— У с п е н с к и й собор во В л а д и м и р е (11 58—1161). Поставленный в
центре города на высокой кромке берегового плато, он стал основным звеном
великолепного ансамбля. Хотя после пожара 1185 года собор был обстроен с трех
сторон, получил новую алтарную часть и дополнительные четыре угловые главы,
первоначальный облик его ясен. Стройные пропорции и высота шестистолпного храма
подчеркнуты изысканным декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены,
лопатки осложнены тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями.
Колонки широких перспективных порталов имели резные капители, а некоторые
архитектурные детали — оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана
главы сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и
богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и торжественный Успенский
собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальскои земли, превращая
ее столицу в церковный и политический центр Руси.
Лучшее создание владимирских мастеров, ц е р к
о в ь Покрова на Нерли (1165, ил. 24, 25) — один из величайших шедевров
древнерусской и мировой архитектуры. Она выполнена в великолепной белокаменной
технике. Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают
движение ввысь композиции изящного храма, придают ему пластичный, почти
скульптурный характер. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого
опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид.
Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба
декорирует перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь
пронизан ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно говорят о
музыкальных ассоциациях, которые рождает церковь Покрова на Нерли. Однако
первоначальная композиция храма была более сложной. Раскопки у его стен
показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны
были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент,
отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую
резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное князем для
строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Поэтому,
заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нем как бы
пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший
плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым
искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и
высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу. С трех сторон
храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на
хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в
целом восстанавливается лишь предположительно.
Княжеский замок — Б о г о л ю б о в г о р о д
был построен в 1158—1165 годах на высоком берегу Клязьмы,-близ устья Нерли. Его
опоясывали земляные валы с белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна
лестничная башня с переходом на хоры собора. Основания стен последнего, как и
остатки других частей ансамбля, раскрыты раскопками.
Высокий и стройный дворцовый собор имел
необычные для древнерусской архитектуры круглые столбы-колонны, расписанные под
белый мрамор и завершенные огромными вызолоченными лиственными капителями. Пол
хоров устилали майоликовые плитки, а в самом храме — медные плиты, запаянные
оловом и блестевшие, как золото. По свидетельству летописи, в храме было много
драгоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском
зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной
водосвятной чашей.
Строительство времени Всеволода 111 знаменует
дальнейший блестящий подъем владимиро-суздальского зодчества. В архитектуре
возникают два течения: епископское, отрицательно относящееся к развитию
скульптурного убранства храмов, приверженное к строгости их облика, и
княжеское, широко использующее пластику.
Крупнейшим памятником первого течения стал
владимирский У с п е н с к и й с о б о р после его обстройки в 1185—1189 годах.
Фасады почти лишены скульптур; лишь единичные резные камни были перенесены на
них со стен старого собора. Здание фактически стало новым, более грандиозным
сооружением; его объем приобрел ступенчатое построение; так как окружавшие
старую постройку галереи были несколько понижены. На углах поставлены четыре
новые главы, образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе
нового собора еще ярче выявилась идея силы и царственного величия,
пронизывающая все искусство времени могучего ≪самовластца≫
Всеволода.
Эта же
идея — апофеоз власти и могущества Владимирской земли с большей силой выражена в
Д м и т р и е в с к о м с о б о р е во В л а д и м и р е (1194—1197, ил. 26,
27). Первоначально, подобно собору в Боголюбове, храм входил в дворцовый ансамбль,
имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми
зданиями. Собор принадлежал к обычному типу одноглавых четырехстолпных храмов, но
зодчие наполнили эту традиционную схему новым содержанием. Торжественная парадность
и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно
усилены богатейшим резным убором. Дмитриевский собор наиболее ярко характеризует
второе течение владимирского зодчества, резко отличное от епископского строительства
любовью к пышному резному убранству зданий. В первой половине XIII века Владимирское
княжество дробится на ряд удельных княжений. В зодчестве определяются две основные
линии: ростово-ярославская, где строительство ведется как из камня, так и из кирпича-плинфы,
и суздальско-нижегородская, развивающая традиции белокаменного строительства и декоративной
скульптуры. Ко второй группе принадлежат соборы Рождества Богородицы в Суздале
(1222—1225) и Георгия в ЮрьевеПольском (1230—1234).
С о б
о р Рождества Б о г о р о д и ц ы сохранился не целиком. Верхняя часть его после
разрушения полностью построена заново из кирпича в XVI веке. Этот большой шестистолпный
храм с тремя притворами завершался первоначально тремя главами. Его создатели свободно
относились к требованиям конструктивной логики в убранстве фасадов, пересекая лентой
плетенки и резными камнями лопатки, покрывая резьбой и разрывая бусинами колонки
порталов. В кладке они применили неровную плиту, на фоне которой особенно четко
выделяются белокаменные лопатки и тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные,
писанные золотом медные двьри собора отражают любовь к узорочью. Более цветистой,
орнаментальной становится и внутренняя фресковая роспись. Храм теряет церемонную
парадную представительность, его облик живописен и жизнерадостен.
Эти близкие
народной культуре тенденции достигают полного развития в Г е о р г и е в с к о м
с о б о р е в Ю р ь е в е П о л ь с к о м Георгиевский собор в Юрьеве Польском.
Реконструкция фасада (резьба на нижней части здания не изображена)
После
перестройки XV века его внешний облик искажен, а декоративная система нарушена.
Первоначально собор был значительно выше и стройнее. Без существенных изменений
сохранилась лишь нижняя половина здания. Это четырехстолпный храм с тремя
открытыми внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и
воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до
закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на поверхность
стены, прозрачной сеткой покрывает нижнюю часть здания, оплетает пилястры и
порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как широкая орнаментальная лента.
Закомары собора, так же, как и архивольты (арочные завершения) порталов,
приобретают килевидное очертание. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные
в высоком рельефе изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную
окраску. В закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские
темы. Религиозно-политическая и народно-сказочная тематика сплетается в
неповторимом резном уборе собора, своеобразном гимне Владимирской земле.
Таков
стремительный и блистательный путь, пройденный владимиро-суздальским зодчеством
менее чем за столетие. В XII веке наряду с другими большую роль играла полоцкая
архитектурная школа, памятники которой, к сожалению, а большинстве не уцелели.
Характерно, что они возводились по-старому,
как строили в XI веке, из плинфы ≪со скрытым рядом≫ (например, здания
Бельчицкого и Спасо-Евфросиньева монастырей в Полоцке). Это, видимо, объяснялось
стремлением возродить черты полоцкого Софийского собора, ставшего к этому времени
как бы символом независимости полоцкого края. Возможно, что исконная вражда с Киевским
княжеством была причиной неприятия выработанной киевскими строителями новой системы
порядовой кирпичной кладки. В том же XII веке в полоцкой архитектуре применялась
и другая строительная техника — каменно-кирпичная кладка, при которой блоки тесаного
камня чередуются с рядами плинфы ( ц е р к о в ь Благовещения в Витебске). Такой
тип кладки хорошо известен в Византии и на Балканах, но нигде больше не встречается
в русском зодчестве. Полоцкая архитектура интересна и новыми композиционными решениями.
Так, известный по раскопкам с о б о р Б е л ь ч и ц к о г о монастыря представлял
оригинальный вариант шестистолпного храма с тремя притворами. Его купол опирался
не на восточные пары столбов, а на западные, то есть был сдвинут на одно членение
западнее, чем обычно, что в сочетании с притворами подчеркивало центричность композиции.
Полоцкие постройки XII века в отличие от киевских имеют плоские наружные лопатки.
Помимо
архитектурных школ, связанных с крупными русскими княжествами и представленных многими
памятниками, в XII веке сложилась небольшая, но вполне самостоятельная г р о д н
е н с к а я школа. Памятники древнего Гродно на Немане (по-древнерусски — город
Городен) ближе всего к сооружениям Киева и Волыни: они построены из кирпича в технике
равнослойной кладки. Однако здесь кирпичные фасады своеобразно и эффектно украшали
вставленными глыбами шлифованного камня и цветной майоликой, из фигурных плиток
которой набирались изображения крестов и простые геометрические фигуры. Таков широкий
спектр архитектурных школ Руси в XII веке.
К концу
XII века русское зодчество вступает в новый этап своего развития. Первые признаки
этого появляются еще в середине XII века. Так, новые тенденции уже совершенно отчетливо
выявились, например, в с о б о р е Спас о Е в ф р о с и н ь е в а монастыря в Полоцке,
построенном зодчим И о а н н о м в середине XII века. Композиция шестистолпного
храма проникнута здесь стремлением преодолеть статичность крестовокупольного объема.
Западная часть здания понижена, как и отвечающая ей с востока сильно выступающая
апсида. Возвышающийся над ними центральный четверик завершается несущим барабан
и главу приподнятым постаментом, имеющим со стороны каждого фасада форму трехлопастной
арки. Стройный ступенчатый силуэт здания и его башнеобразный верх создают новый,
пронизанный силой и динамикой архитектурный образ храма.
Судя по
плану, подобной же башнеобразной композицией обладал и Б о р и с о г л е б с к и
й с о б о р Б е л ь ч и ц к о г о монастыря, очевидно, построенный тем же зодчим
Иоанном. К концу XII века в полоцкой архитектуре появляются здания с еще более явно
выраженным башнеобразным строением объема. Такова ц е р к о в ь , вскрытая раскопками
в Полоцк о м детинце. Она максимально центрична: с трех сторон к ней примыкали притворы,
а с востока одна большая апсида. Прямоугольные по внешнему абрису боковые апсиды
были, видимо, резко понижены, а северный и южный притворы имели, кроме того, свои
самостоятельные апсиды. Все это в целом создавало сложный, вертикально устремленный
объем. Художественное открытие полоцких зодчих было сразу же подхвачено в других
землях, и прежде всего в Смоленске. Построенная там около 1190 года ц е р к о в
ь а р х а н г е л а Михаила (Свирская) очень близка по плану церкви в детинце Полоцка.
Однако смоленские мастера развили эти приемы: они раскрыли притворы внутрь храма,
чем обеспечили единство его интерьера, а снаружи усложнили многообломные пилястры,
дополнив их тонкой полуколонкой. Большая высота основного объема подчеркнута соподчиненными
ему притворами и высокой, сильно выступающей апсидой. Динамика сложных масс здания
усилена большим количеством вертикалей, создаваемых сложно-профилированными пучковыми
пилястрами. Трехлопастное завершение фасадов отражает своды в четверть окружности,
перекрывающие углы здания. Барабан главы поднят на особом постаменте. Энергичное
и сильное движение ввысь, выраженное во внешнем облике, ощутимо и в свободном, высоком,
лишенном хоров внутреннем пространстве храма. Вместо хоров для князя и его свиты
предназначались вторые этажи притворов, образовавшие своеобразные открытые внутрь
храма ложи. Церковь архангела Михаила восхищала
Церковь
архангела Михаила (Свирская) в Смоленске. Реконструкция западного фасада
современников красотой и богатством внутреннего убранства; летопись отметила
необычность этого храма ≪в полунощной стране≫.
Однако он
был в Смоленске не
единственным памятником
данного типа.
Открытая раскопками ц е р к о в ь Т р о и ц к о г о м о н а с т ы р я в устье
речки Кловки очень близка Михайловской по схеме плана и, видимо, по композиции.
Профилировка ее пилястр даже несколько сложнее. Новое течение сказалось и в
постройках, имеющих более обычную схему плана; среди них есть большие
шестистолпные соборы и совсем маленькие четырехстоллные церкви. .Как правило,
они не имеют притворов, но зато почти все окружены галереями, создающими
ярусность объема. Их отличительная особенность; центральная апсида — большая и
полукруглая, а боковые — меньше и имеют снаружи прямолинейное очертание. О том,
что такие храмы имели башнеобразную композицию свидетельствуют сложно
профилированные пилястры; подобные пилястры, образующие на фасадах целые пучки вертикальных
членений, могли иметь смысл лишь в том случае, если зданию хотели придать
динамичную композицию, создать впечатление .высоты и взлета.
Наряду с такими памятниками в Смоленске в это
время строили храмы и другого типа: все три апсиды у них были снаружи плоскими,
прямолинейными. Наиболее крупный памятник этой группы — с о б о р на П р о т о
к е , при раскопках которого было найдено и вывезено в музей много фрагментов
фресковых росписей.
На
рубеже ХП и Xtli веков Смоленск стал одним из ведущих архитектурных центров
Руси, по числу возведенных монументальных построек превосходя даже Киев и
Новгород. Естественно, что смоленских мастеров приглашали н в другие русские
земли. Несомненно, ими возведен С п а с с к и й с о б о р в столице Рязанской
земли — Старой Рязани, известный по результатам археологических раскопок. С
работой смоленских мастеров связана и ц е р к о в ь Пар а с к е в ы П я т н и ц
ы в Н о в г о р о д е (1207), близкая по композиции смоленской церкви архангела
Михаила. Трехлопастные кривые, завершавшие фасады высокого четверика, три
несколько пониженных по отношению к главному объему притвора, очень сложные
пучковые пилястры придавали композиции церкви Параскевы Пятницы динамичность.
Очевидно, при участии смоленских зодчих в самом конце XII века был возведен и
главный храм Пскова — Т р о и ц к и й с о б о р . Даже в Киеве на Вознесенском
спуске были раскопаны остатки небольшой четырехстолпной церкви с прямоугольными
боковыми апсидами и пучковыми пилястрами, также, по-видимому, построенной смоленским
зодчим.
Конечно, в Киеве на рубеже XII и XIII веков
были и свои мастера. Более того, именно в это время здесь и в Чернигове
возведено несколько исключительных по значению храмов. Одним из таких шедевров
является ц е р к о в ь Пятницы в Ч е р н и г о в е {ил. 29). Несмотря на
традиционную схему плана, четырехстолпный храм с тремя апсидами совершенно
необычен по облику. Сложные пучковые пилястры влекут глаз к завершению здания,
поражающему своеобразием конструктивного и художественного замысла. Зодчий-новатор
полностью изменил систему сводов; не только перекрыл углы сводами' в четверть
окружности, но и сильно поднял несущие барабан подпружные арки. Таким образом,
здесь впервые в русском зодчестве была применена ступенчато повышающаяся к
центру система арок: динамическое нарастание верха, устремленность здания вверх
получили закономерную конструктивную основу. Фасады завершались трехлопастной
кривой, отвечающей конструкции сводов, а ступенчатые подпружные арки
образовывали основу второго яруса закомар. Подножие стройного барабана окружали
декоративные закомары — кокошники. Стремительное движение ввысь еще больше
подчеркивалось заостренным очертанием закомар. Фасады храма очень нарядны:
мастер любовно украсил их простым, но изящным решетчатым кирпичным .поясом и
лентами меандра.
К той
же группе принадлежит ц е р к о в ь Василия в О в р у ч е (90-е годы XII века).
Явная близость этого памятника к церкви Пятницы в Чернигове заставляет
полагать, что первоначально своды его также были ступенчатыми, а композиция
объема в целом не статичной, а динамичной. Фасады украшены, подобно памятникам
Гродно, декоративными вставками в виде больших валунов, а к углам западного
фасада примыкали две круглые лестничные башни. Купол был некогда покрыт
золоченой медью. Церковь Василия — дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича,
имевшего, по словам летописца, ≪любовь несытну о зданиях≫.
Почти несомненно, что ее автором был любимый мастер князя Петр Милонег, о творчестве
которого есть восторженное упоминание в летописи, сравнивающей Милонега с библейским
зодчим Веселиилом. Очень вероятно, что тот же Милонег строил и черниговскую церковь
Пятницы и вскрытую раскопками ц е р к о в ь Апостолов в Белгороде, отличавшуюся
особой роскошью внутреннего убранства.
Археологические раскопки необычайно расширили
наши знания о древнерусском зодчестве и, е частности, показали, что
разнообразие типов и стилистических оттенков в архитектуре Южной Руси в эту
пору было очень велико. Так, в Н о в г о р о д е С е в е р с к о м открыта ц е
р к о в ь , имевшая совершенно особую ≪готическую≫ профилировку пилястр, не встречающуюся ни в киевских,
ни в смоленских храмах. Ц е р к о в ь , раскопанная в П у т и в л е , имела, подобно
византийским и балканским храмам, дополнительные апсиды с северной и южной сторон
здания.
Процесс дифференциации русского зодчества
продолжался и на рубеже XII и XIII веков, создавая новые и новые локальные
варианты. Вместе с тем ясно, что это разнообразие творческой мысли не разрывает
связей между русскими архитектурными школами. В течение всего XII века зодчие
не ограничивались работой внутри своего княжества: галицкие мастера строили во
Владимире, черниговские—в Рязани и Смоленске, смоленские — в Новгороде, Рязани
и Киеве. Взаимный обмен техническим и художественным опытом способствовал
быстрому расцвету архитектуры, распространению нового направления на рубеже XII
и XIII веков, охватившего, по-видимому, почти все русские архитектурные школы.
Даже во владимиро-суздальском зодчестве поздние памятники— собор Рождества
Богородицы в Суздале и особенно Георгиевский собор в ЮрьевеПольском — по всем
данным имели башнеобразную композицию завершения и, вероятно, ступенчато
повышающуюся систему сводов.
Таким
образом, в конце XII века в зодчестве различных русских земель все более
настойчиво проявляются общие, точнее—общерусские тенденции развития. Почти
повсюду пересматриваются киевские традиции, проявляются башнеобразность и
динамика композиции, интерьер подчиняется внешнему облику здания, фасады богато
декорируются. Композиционная идея храмов, их художественный образ были повсюду
более или менее сходными, хотя в каждой архитектурной школе Руси они решались в
своих местных формах.
В чем
же причина появления новых художественных форм в русском зодчестве конца XII
века? По-видимому, решающим было влияние городской культуры, рост и усиление
городов, экономическое укрепление посадов. Эти условия вызвали особое внимание
к архитектурному облику городов, в котором яркий силуэт храмов и декоративная
насыщенность их фасадов должны были играть важную, акцентирующую роль. Общность
тенденций развития показывает, что в русском зодчестве явно пробивалось, пусть
еще слабое, но крепнущее и побеждающее межобластное течение, содержавшее черты
общерусского архитектурного стиля, которому принадлежало будущее. С полным
основанием можно говорить о начавшейся кристаллизации общерусских национальных
особенностей строительного искусства. На этом высоком уровне быстрое развитие
русской архитектуры было прервано монголотатарским нашествием.
|