МХК
Воскресенье, 19.11.2017, 06:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » ЖИВОПИСЬ МОСКВЫ НАЧАЛА XIV — СЕРЕДИНЫ XV ВЕКА. АНДРЕЙ РУБЛЕВ И ЕГО КРУГ
17:12
ЖИВОПИСЬ МОСКВЫ НАЧАЛА XIV — СЕРЕДИНЫ XV ВЕКА. АНДРЕЙ РУБЛЕВ И ЕГО КРУГ

ЖИВОПИСЬ МОСКВЫ НАЧАЛА XIV — СЕРЕДИНЫ XV ВЕКА. АНДРЕЙ РУБЛЕВ И ЕГО КРУГ

   В XIV веке в живописи Москвы начинает развиваться самостоятельное художественное направление.

    Ряд памятников начала XIV века связан, видимо, с личностью митрополита Петра, сыгравшего значительную роль в становлении Москвы как политического центра. Сам митрополит Петр был иконописцем. Некоторые исследователи приписывают ему и к о н у Спас * Я р о е О к о (начало XIV века, Успенский собор в Кремле). Грозный взор Христа, гневный взлет его бровей вполне оправдывают это название. В приемах живописи чувствуется влияние греческого искусства, это можно объяснисть тем, что в Москве в ту пору работали греческие живописцы.

    Возможно, с творчеством греческих художников или их русских учеников связана несколько необычная по иконографии, происходящая из~- У с п е н с к о г о собор а икона - Борис и Глеб (середина XIV века, ГТГ)'изосражающая этих канонизированных русских князей едущими на конях. Образы этих святых были, по-видимому, весьма распространенными в иконописи XIV века. В пору начинавшейся борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига оба князя олицетворяли собой идею братолюбия и самопожертвования во имя единства Русской земли. От этого же столетия сохранилась ж и т и й н а я - и к о н а Борис и Глеб (середина XIV века, ГТГ)в клеймах которой с подкупающей наивностью рассказана их трогательная и поучительная история. Более репрезентативна другая икона (ГРМ), без житийных клейм, возможно, написанная несколькими десятилетиями позже.

    Обе принадлежат если не московской школето, во всяком случае, широкому кругу среднерусской живописи.

    О росписях московских храмов середины XIV века известно только по летописным сведениям. В 40-х годах в Москве работали две артели художников; одна из них, состоявшая из мастеров-греков, выполняла заказы митрополита Феогноста, который сам был греком.

    Эти мастера расписали в 1344 году старый Успенк ий собор . В то же время русские художники по поручению великого князя Семена Ивановича работали над украшением московского Архангел ь с к о г о собораизвестны их имена: Захарий, Д и о н и с и й Иосиф, Николай. В 1345—1346 годах были расписаны еще две церкви — Спаса на Бору и Иоанна Л е с т в и ч н и к а . Известночто первую из них расписывали русские мастера Гойтан, Семен и Иван, которых летопись называет греческими учениками.

    Интересный памятник ранней московской миниатюры — Си й с к о е евангелие, выполненное в Москве в 1339 году (БАЙ). На этом евангелии, писанном дьяками Ментием и П р о к о ш е й по повелению Ивана Калиты, скрывшегося под псевдонимом чернеца Анания, сохранилась запись, представляющая собой прямой панегирик московскому князю. Единственная миниатюра и заставка этого евангелия исполнены, по-видимому, мастером Иоанном, имя которого приведено в заставке. Миниатюра изображает Христа в дверях храма, благословляющего апостолов. Она несколько грубовата по выполнению; фигуры апостолов тяжелы по пропорциям, однако лица их живы и выразительны.

    Расцвет культуры и искусства наступает в Московском княжестве в конце XIV — начале XV века.

    Пафос героической эпохи Куликовской битвы воплотился в замечательном памятнике ру-, бежа веков — житийной и к о н е Архангел ^VM и х а и л (Архангельский собор Московского Кремля, ил. 59), На ней представлен архангел Михаил — вождь небесного воинства, победитель сатаны. Его считали на Руси помощником в битвах и покровителем русских князей. Широко раскинув крылья, энергично повернувшись влево, архангел выхватил меч из ножен и угрожающе поднял его вверх; ярко-алый плащ спадает с плеч тяжелыми складками. Интересны клейма, расположенные вокруг главного изображения. Во многих из них раскрывается тема подвига.

    От конца XIV века сохранилось несколько превосходных икон, таких, как Сошествие во ад (ГТГ), Благовещение (ГТГ)Прздники (ГТГ), различные по колориту и манере исполнения, они вместе с тем пронизаны особым эмоциональным напряжениемвоплотившимся в повышенной динамике позжестов, складок и даже пробелов.

    Д Велика роль Ф е о ф а н а Грека в становлении московской живописи начала XV века.

    Он работал в Москве с 1395 года. С его именем связана и к о н а Д о н с к а я Богом ат е р ь (конец XIV века, ГТГ,;ил. 63). Голова Богоматери получает особую выразительность благодаря сильно акцентированному контуру длинной стройной шеи, который, переходя в очертания щеки и виска, образует длинную линию. Движение головы находит своеобразный ритмический отклик и в резко изломанных, как бы взволнованных очертаниях золотой каймы мафория. Мастер сумел придать неповторимое своеобразие не только традиционной иконографической схеме, но и колориту: обычный в иконах Богоматери темно-вишневый цвет мафория оживлен около лица ярко-васильковой полосой повязки. От этого контраста живопись лиц Марии и младенце, исполненная энергичными мазками красного, синего, зеленого и белого, становится особенно звучной.

    Так же, как во фресках Феофана, блики используются не столько, чтобы правильно вылепить формы лица, сколько для придания чертам большей экспрессии. На оборотной стороне этой иконы — изображение успения Богоматери. И здесь сохранена в обших чертах традиционная иконографическая схема, но при этом так изменены композиционные акцентычто сцена получает необычное, драматическое истолкование. Темная фигура Богоматери кажется небольшой, как будто сжавшейся, по контрасту с широким светлым ложем и огромной, вырастающей за ним охристо-золотой фигурой Христа. Мотив одиноко горящей у ложа свечи приобретает характер своеобразной поэтической метафоры, усиливающей тему смерти. Резкие движения апостолов, их сумрачные лица, яркий и вместе с тем траурный колорит усиливают напряженное звучание иконы.

    ^Летом 1405 года Феофан Грек выполняет совместно с друмя русскими мастерами — П р о х о р о м с Городца и А н д р е е м Рублевым р о с п и с ь московского Благав е щ е н с к о г о co6opaJOHa не сохранилась, так как старый храм был заново перестроен. Сохранился только древний иконостас Б л а г о в е щ е н с к о г о собора, перенесенный впоследствии в новый храм. Считают, что Феофаном была написана центральная часть Деисуса — изображения Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Некоторые исследователи приписывают кисти Феофана также фигуры архангела Гавриила, апостола Павла, Василия Великого и Иоанна Златоуста, входящие в состав деисусного чина.

    Крайние иконы этого ряда, изображающие юных воинов Георгия и Дмитрия, возможнописаны помощником Феофана — Андреем Рублевым. Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным чином, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.

    (Иконостас Благовещенского собора — древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов. Возникновение высокого иконостаса следует, по-видимому, отнести к концу XIV века. Византийское искусство, которому Русь обязана большинством систем фресковых росписей и иконографических переводов отдельных сюжетов, не знает развитой формы иконостаса, и потому создание этой композиции следует считать достижением русского искусства^ Начиная с XV века иконостас становится обязательной частью внутреннего убранства каждого храма. Он представляет собой целую систему поставленных в несколько рядов иконобразующих высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма.

    В центре иконостаса находились царские вратаведущие в алтарь, Иконы, вставленные в деревянные тябла, располагались в строгом порядке. Вслед за нижним ярусом, где помещалась местная храмовая икона святого или праздника, которому посвящен данный храм, находился главный ряд, называвшийся деисусный чин. В центре его изображен сидящий на троне Христос; по сторонам от него стоят, склонив головы и молитвенно протянув руки, Мария и Иоанн Предтеча. Это первоначальное ядро иконостаса (так называемый Деисус, заимствованный русским искусством из Византии) было развито не Руси и превратилось в длинный ряд изображений святых, молитвенно склоняющихся к Христу. За Богоматерью следует архангел Михаил, за Предтечей —архангел Гавриил, затем соответственно апостолы Петр и Павел и другие. Над этим главным ярусом следует ряд икон меньших по размеру —Праздники, на которых изображены евангельские события, начиная с благовещения и кончая успением Марии. Еще выше помещался ряд икон с изображениями пророков, над ними позднее (с XV] века) стали располагать ряд праотцев.

    В смысловом и живописном отношении иконостас представляется единой, логически построенной композицией, образным выражением главных догматов веры. Все фигуры иконостаса выступают величественными и внушительными силуэтами на светлом или золотом фоне. Художники умели найти для каждой характерное очертание, особый иконографический тип, выраженный в чертах лица, прическе, одежде или в атрибутах. Вместе с тем повторяющиеся силуэты склоненных фигурстрогих по очертаниям и почти локальных по цвету, легко воспринимались издали и придавали иконостасу композиционную целостность.

    Начиная с XVI века в иконостасах получает широкое применение орнаментальная резьба по дереву; иконы нередко богато украшаются драгоценными окладами и ризами с жемчугом и самоцветными камнями. В особенности это относится к нижнему ярусу, где находились местные иконы, имевшие для данного храма особо важное культовое значение.

    Идея иерархии, главенства и подчинения лежала в основе композиции иконостаса. Отражая иерархическую систему феодального общества, иконоСтас переносил эту систему в область религиозных представлений и выражал ее на языке художественных образов.

    Идеи, увлекавшие передовых русских людей в годы освобождения от монголо-татарского ига, в годы, когда успешно преодолевалась феодальная раздробленность и шла борьба за создание единого общерусского государстванашли наиболее полное выражение в творчестве гениального русского художника Андрея Рублева (родился, вероятно, в 60-х годах XIV века, умер в 1427/30; первое летописное известие о деятельности Рублева относится к, 1405 году).

     Жизнь Рублева известна только в самых общих чертах. Инок московского Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевой обителью, он если и не был свидетелем Куликовской битвы, то, несомненно, знал тех, кто принимал в ней непосредственное участие. Годы творческого формирования Рублева— время, наполненное радостью первой крупной победы над татарами и воодушевленное перспективами грядущего окончательного освобождения Руси. Это в большой степени и определило характер его творчества.

    Сотрудничая с Феофаном Греком при росг^иси Благовещенского собора, Рублев не мог не испытать влияния замечательного мастера.

    Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык Феофана, необычность его смелых образов, нарушавших традиционные иконографические схемы, не могли не произвести глубокого впечатления на Рублеву. Тем не менее он с самого начала выступает как яркая и самостоятельная творческая индивидуальность. I К ранниД'произведениям Рублева большинство исследователей относят миниатюры с изображением символов евангелистов в так называемом Е в а н г е л и и Х и т р о в о (90-е годы XIV века, ГБЛ). Одна из лучших миниатюр изображает ангела с широко раскрытыми крыльями (символ евангелиста Матфея). В его руках — большая книга. Стройная фигура ангела вписана в золотой круг. Мягкое сочетание голубого цвета хитона с сиреневым плащом и золотым фоном свидетельствует о выдающемся колористическом даровании художника.

    Среди других изображений евангелия обращают на себя внимание заглавные буквы, в которых с большой тонкостью, наблюдательностью и любовью изображены звери и птицы.

    В 1408 году А н д р е й Рублев, Даниил и Черный с помощниками выполняют роспись У с п е н с к о г о собор а во Владимире. Из всей этой росписи до нас дошли главным образом фрески, расположенные на сводах, столбах и арках под хорами в западной части храма. Это фрагменты большой композиции Страшного суда.

    Входивший в храм попадал в западную часть галереи, пристроенной Всеволодом III к собору Андрея Боголюбского. Свет, проникавший через открытые двери храма, ложился на свод центральной арки, ведущей в низкое помещение под хорами. На столбах арки представлены фигуры двух ангелов, возвещающих о последнем дне мира; над ними изображения {в медальонах) двух пророков—Давиде и Исайи, Наверху, в самом центре арочного свода изображена десница бога с душами праведных. В этом изображении заключена главная идея росписи I— надежда праведных. На северном столбе главного нефа представлен упавший на колени пророк Даниил, над которым склоняется ангел, указывающий ему на изображение Страшного суда, помещенное в западной люнете среднего нефа и составляющее смысловой и композиционный центр всей росписи. Здесь изображен Престол уготованный с лежащей на нем книгой (так называемая Этимасия). К престолу в мольбе простирают руки Богоматерь и Иоанн Предтеча; у ног их —Адам и Ева. На склонах центрального свода, обрамляющего люнету с Этимасией, симметрично размещены сидящие евангелисты, за ним —стоящие ангелы. Изображение Христа находится в самом центре свода и при первом взгляде на фреску не воспринимается.

    Христос как бы незримо парит над троном.

    В росписи сводов южного придела изображены сцены рая. Самая выразительная из всех фресок этого цикла расположена на северном склоне свода, где представлен апостол Петр, ведущий в рай праведников. Обернувшись к идущей за ним толпе, он бросает ей взгляд, выражающий призыв и ободрение.

    Оставаясь в пределах традиционной иконографической схемы, Рублев и его помощники лишили роспись средневекового аскетизма; в ней преобладает настроение бодрости, надежды.

    Художник вносит новое и в приемы построения образа. Легкие, светлый мазки сдержанноделикатно моделируют форму. Но главным художественным приемом становится сильно акцентированная линия, выражающая движение; гибкая и обобщенная, она сообщает особую ритмичность фигурам. Огромную роль играют движения рук и крыльев, поворот головы, наклон, мягкие очертания овала лица и прически. С большим тактом силуэты фигур согласованы с ритмом архитектурных форм --Чхрама.

    Во многих случаях художникам удалось добиться совершенных композиционных решений. Особенно удачны фреска в восточном тимпане юго-западного свода, изображающая Богоматерь с ангелами, а также трубящие ангелы на западной арке, движения которых гармонично связаны с упругим ритмом архитектурных форм. Образы, созданные в росписях Успенского собора во Владимире, далеки от суровых образов Феофана. Лики святых и праведников округлы и пропорциональны, с большим выпуклым лбом, тонкими чертами, небольшими, близко посаженными глазами, со взглядом задумчивым или по-детски простодушным и доверчивым.

    Кисти Рублева, Даниила Черного и их помощников приписывают также и к о н о с т а с из У с п е н с к о г о собор а во Владимире, обнаруженный в церкви села Васильевского, куда он был перенесен в XVIII веке.

Просмотров: 1403 | Добавил: $Andrei$ | Теги: ЖИВОПИСЬ МОСКВЫ НАЧАЛА XIV — СЕРЕДИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz