МХК
Воскресенье, 19.11.2017, 06:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Февраль » 7 » Творчество Рембрандта
14:22
Творчество Рембрандта
 Творчество Рембрандта
   Фраза Э. Делакруа «Правда — самое прекрасное и редкое ка­чество* стала сутью творчества величайшего голландского худож­ника Рембрандта Харненса ван Рейна (1606—1669). Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов, трехсот офортов и двух тысяч рисунков. Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мас­терстве и художественной правды. Жизненный и творческий путь этого замечательного художника был трагичен: от блиста­тельной карьеры, всеобщего признания» богатства, счастливой семейной жизни к полному забвению, одиночеству и нищете. Живший в эпоху барокко, Рембрандт был её ярчайшим предста­вителем, сумевглим выразить все противоречия и характерные черты своего времени.

   Бесконечно разнообразна тематика произведений Рембранд­та. В каждом из них — попытка передать духовную эволюцию человека» трагический путь познания жизни. Мир его персона­жей, как и сама действительность» сложен и многолик. Его ге­рои - - люди с противоречивыми характерами и непростыми судьбами. Одни из них являются носителями мудрости и благо­родства, других можно рассматривать как воплощение человеческих слабос­тей и пороков. Иногда эти разнородные качества совмещаются в одной и той же человеческой личности» нередко попа­дающей в сложнейшие драматические ситуации нравственного выбора.
   Творчество Рембрандта отличают глубочайший психологизм, сильней' ший накал страстей и чувств. Придавая сценам элементы театральности, Ремб­рандт активно использует язык симво­лов и аллегорий, в чём также можно уыидеть своеобразную дань художника эстетике барокко.
   Художественной метафорой Ремб­рандта, главным принципом его творческого метода стало искусство светоте­ни, в котором ему, пожалуй» не было равных.
   Художник выделяет с помощью света главные смысловые акценты в картине. Свет пульсирует на лицах, руках , одежде его героев» приводит в движение всё дейст­вие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Контрасты света и тени усиливают динамику про­исходящего, осязаемо подчёркивают цвет, форму, объемы и фактуру предметов. Эту удивительную особенность художест­венного мастерства Рембрандта отмечал и русский художник И.Е.Репин:
   «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная му­зыка оркестра» его дрожащих и двигающихся во всех глуби­нах согласованных звуков*.
    В ранних картинах Рембрандта можно наблюдать множество едва заметных переходов от тёмного к светлому, градации золо­тисто-коричневого., красного и оливкового цветов. В поздних произведениях часто возникает эффект горящих и тлеющих то­нов. Сверкающее золото парчовых мантий, переходы от тёмно-вишневого к ярким оттенкам красных раскалённых углей, слов­но вобравших в себя лучи света, а затем к угасающим тонам оранжевого — такова красочная палитра художника.

   Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы. Художника особенно при­влекала возможность откликнуться на вечные проблемы бытия, показать их теснейшую связь с современной действительностью. Мифологические и библейские сюжеты, лишённые привычной идеальной трактовки, давали неисчерпаемый материал для глу­боких философских размышлений о сущности бытия и чело­веческой жизни. Краткая притча или легенда Ветхого и Нового Завета обретали в его произведениях жизненную достоверность, убедительность и силу- Каждый раз он предлагал зрителям соб­ственное прочтение известного сюжета, интерпретируя его как сцену из жизни обыкновенных людей с их земны­ми страстями и переживаниями.
   В историю мировой живописи Рембрандт во­шёл и как блестящий мастер автопортрета, Из года В год, иногда изо дня в день он изображал себя то весёлым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста (I) созданных им авто­портретах в живописи и графике - - история его жизни, биография души, исповедь художника. В ранних произведениях он внимательно, глазами постороннего, рассматривает себя в зеркале, под­мечая малейшие внешние перемены, останавли­вая мгновения собственной жизни. Поначалу он много экспериментировал, меняя выражения ли­ца, позы, движения, используя различный фор­мат, эффектные композиции, контрасты светоте­ни. Мы видим то простодушного паренька с мель­ницы, то светского кавалера и озорного гуляку.
   Властелина в восточном сказочном наряде, В знаменитом *Авто-портрете с Сасквей на коленях» т написанного вскоре после же­нитьбы, он весело поднимает бокал за здравие своей жены, при­глашая зрителей разделить с ним его счастье и радость.
   Но с годами безудержное веселье молодости утихает. Теперь всё чаще можно видеть художника за работой: с палитрой или за гравировальным столиком. На нём нет дорогих украшений и бо­гатых парчовых одежд, он одет в рабочий халат, на голове пла­ток или повязка. Его мысли и чувства выстраданы и глубоко пе­режиты, проницательные глаза обращены к зрителям, они смот­рят нам в душу... Теперь он не рассматривает, а изучает себя. Интроспекция (самонаблюдение) становится главной в его твор­честве. На последнем автопортрете — беззубое старческое лицо, перекошенное гримасой смеха. Обращаясь к нам, он словно го­ворит: «Посмотрите, нот что сделала со мной жизнь...»
   Рембрандт мастерски передаёт едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Его герои неяримо движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой. Их размыш­ления — о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти, С его портретов на нас смотрят самодовольные бюргеры, высокомерные чиновники, чопорные дамы, лицемер­ные проповедники. А рядом с ними - - полные достоинства и внутреннего благородства поэты и писатели, вдохновенные люди искусства, талант­ливые учёные.   
   «Портрет Яна Сикса» считается одним из луч­ших творений художника. О чем думает друг Рембрандта, поэт, меценат к крупный промыш­ленник? О долгой и верной дружбе? О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути? В лице Сикса — сострадание, искренняя и горькая печаль. Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. На его элегантный светло-серый камзол с блестящими пуговицами накинут ярко-красный плащ с золотым шитьем. Чёрная широкополая шляпа и тёмный зеленоватый фон оттеняют выра­зительность умного лица. Свет пульсирует на его лице, руках, одежде» он трепещет в воздухе, при­водя в движение все, что находится вокруг. Он словно растворяется в осязаемой мгле и вдруг не­ожиданно вспыхивает, усиливая динамику изо­бражения.
  *Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится... Какой художник был бы в состоянии создать подобный порт­рет?» — восхищённо писал Э. Фромантен.
   В более поздние годы Рембрандт всё чаще пишет старческие лица. В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь. Мудрость опыта, спокойное отношение к приближаю­щейся смерти особенно интересуют художника. Старость — это не крушение жизни, а её достойное и ло­гичное завершение, в «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чув­ствами и мыслями. Мы ничего не знаем о ней, нет в картине никаких внешних деталей, рассказывающих о её прошлой жизни. Скупо изображен её скромный на­ ряд — ничто не должно отвлекать зрите­лей от изображения её лица под красным бархатным капюшоном. Именно лицо становится духовным средоточием карти­ны. Старушка погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна* Нет ничего, что бы могло нарушить её задумчивость,  мерное течение жизни, длящееся бесконечно долго...
  Наше    знакомство     с     творчеством им,А.С. Пушкина, Москва       Рембрандта будет неполным, если мы не скажем об огромном графическом насле­дии художника. Известно, что Ремб­рандт много работал в технике офорта. Он покрывал металлическую доску сло­ем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. После этого погружал пласти-ну в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Углублённые линии позволяли затем перенести рису­нок на бумагу. В офортах Рембрандта проявились новые грачи его таланта: тонкая детализация, свободный и не­принужденный штрих, максимальная живописность, чёткость линий и объ­ёмов, удивительные градации чёрного и белого цветов, таящие в себе неисчерпае­мые возможности использования свето­теневой моделировки образов. По сравнению с живописными произведениями, офорты более разнообразны по темати­ке: библейские сюжеты, пейзажи, портреты. Каждый из офор­тов отличают высокая техника, особое чувство реального про­странства.

Просмотров: 2834 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Творчество Рембрандта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz