МХК
Суббота, 27.04.2024, 07:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » Скульптура и декоративно-прикладное искусство
16:42
Скульптура и декоративно-прикладное искусство

   Скульптура и декоративно-прикладное искусство

   Монголо-татарское завоевание нанесло страшный удар ослабленной междоусобиями Руси. Города были сожжены и ограблены, мастера искусств и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. В XIII—XIV веках был отторгнут ряд коренных областей: Поднепровье (в том числе Киев), Полоцкая и Смоленская земли, Галич и Волынь с их культурными центрами. Общественная жизнь сосредоточивается в опустошенной Северо-Восточной Руси и не испытавшей монголо-татарского ига Новгородско-Псковской земле, выдерживающей натиск немецко-шведской агрессии.

    В середине XIV века, после полосы упадканачинается процесс восстановления городов и возрождения искусств и ремесел; оживляется торговля. Борьба с поработителями, потребности обороны страны ускоряют процесс сложения Русского централизованного государства и формирования русской народности.

    В деле собирания Руси некоторое время соперничают сильнейшие городские центры — Москва и Тверь. После Куликовской битвы (1380) эту объединительную борьбу нераздельно возглавляет Москва.

    Конец XIV—начало XV века—пора нового подъема национального самосознания. В литературе, посвященной Куликовской битве (Задонщина), оживают мотивы Слова о полке Игореве — высокого образца древнерусского художественного творчества и патриотизма. Ослабление Византии и установление турецкого владычества на Балканах совпало с ростом значения Московской Руси как крупнейшей силы славянского мира. Только Новгород и Псков сопротивляются объединению всех русских земель под властью Москвы, завершающемуся лишь в конце XV — начале XVI века.

    Процесс развития искусства ярко отражает расстановку исторических сил. В борьбе за национальную самостоятельность русского народа и возрождение его культуры огромную роль играют освоение и творческая переработка традиций XII—XIII веков. Москва и Тверьвыросшие в лоне Владимирского княжествавыступают наследниками традиций владимиросуздальского искусства. Новгород же развивает свое искусство, опираясь на опыт собственной древней художественной практики.

    Для западной части Галицко-Волынского княжества вторая половина XI11 и первая половина XIV века были временем относительно благополучной экономической обстановкичто позволяло вести здесь монументальное строительство. Русская летопись отмечает ряд великолепных архитектурных комплексов, созданных на Волыни именно в это время, когда на всей остальной территории Руси монументальное строительство почти полностью замерло.

    В XI11 веке на территории Западной Волыни появился новый тип оборонительных сооружений— большие боевые башни, служившие основным ядром обороны крепости. Их возведение связано с развитием военной техники и тактики: при наличии новых видов оружия (камнеметы и самострелы) в условиях господства тактики штурма, сменившей пассивную осаду, строительство боевых башен, несомненно, являлось наиболее действенным методом укрепления обороны. Их строили как из дерева, так и из камня или кирпича. Сохранились подобные башни в Каменц е-Л и т о вс к о м и в С т о л п ь е близ Холма. Суровый внешний облик этих сооружений связан со специфически военным назначением; тем не менее Каменецкая башня все же имеет и некоторые декоративные элементы.

    Во второй трети XIII века центром большого строительства становится новая столица Галицкого княжества — Холм. Летопись рассказывает о созданном здесь при князе Данииле великолепном ансамбле храмов, группировавшихся вокруг высокой деревянной башни и окруженных красным садом. Особенно выделялась, Видимо, ц е р к о в ь ИоаннаЗлат о у с т а, богато декорированная цветнымраскрашенным и позолоченным, резным камнем. На капителях были высечены человеческие головы, над порталами — изображения Спаса и Иоанна. Автор этого убранства — русский мастер А в д и й . Столь же пышен был и интерьер храма — с круглыми колоннами из цельного камня, полом из сверкающих медных плит и майолики. Проведенные в Холме раскопки выявили остатки белокаменных зданий, имевших резные детали, напоминающие по мотивам детали галицкой церкви Пантелеймона.

    Оживленное строительство велось в это время во Владимире-Волынском и в Любомле.

    Во Владимире-Волынском на т е р р и т о р и и М и х а й л о в с к о г о монастыря археологами открыта к р у г л а я ц е р к о в ь (вторая половина XIII века) диаметром около 20 метров с кольцом столбов внутри, на которыевероятно, опирался купол.

    К концу XIII века в волынском и галицком зодчестве можно заметить явное влияние ранней готики. Свидетельством этого являютсянапример, детали Каменецкой башни (свод на нервюрах, трехлопастная форма оконных проемов). О связях с Западом свидетельствует и появление на Волыни и в Галиче круглых церквей-ротонд. На Волыни в это время происходят существенные изменения и в строительной технике. На смену плоскому кирпичу-плинфе, из которого строили здесь до середины XIII века, приходит новый тип кирпича — брусковыйприменявшийся в романской и готической архитектуре. Есть все основания утверждать, что в тот период архитектура Галича и Волыни имела тесные связи с польским зодчеством.

    В сложившейся исторической обстановке это было совершенно естественно; потеряв опору в остальных русских землях, ослабленных монголо-татарским вторжением, Галич и Волынь вынуждены были идти на все более тесные связи со своими западными соседями. В середине XIV века Галицко-Волынские земли потеряли политическую самостоятельность и вошли в состав Польши и Литвы.

    На большей же части Русской земли в обстановке оскудения и опустошения в пору монголо-татарского ига главное значение приобрело деревянное зодчество, но от XIII — XIV веков подобных памятников почти не сохранилось. Города не раз выгорали дотлаобветшалые здания заменялись новыми. Лишь косвенные данные позволяют наметить основные черты деревянной архитектуры того времени.

    Рядовая городская застройка была сплошь деревянной, в подавляющем большинстве слагавшейся из небольших однокамерных срубных домов. Более богатые жилища состояли из нескольких помещений и часто имели два этажа. Боярские и княжеские хоромы образовывали сложный комплекс срубов. Из письменных источников известно, что во дворце московских князей XIV века был златоверхий набережный терем. Совокупность деревянных хором образовывала живописный ломкий силуэт. Псковский летописец однажды сравнил нагромождение льда на реке Великой с хоромами: Лед стал на борзе [быстро] неровнокак хоромы.

    Наибольшее значение в ансамбле и силуэте города имели высокие деревянные храмыхрамы великие, как называет их летописец.

    Летопись отмечает, что в пожаре 1408 года сгорели древние чюдные церкви, которые высокими стоянми [силуэтами]- величество града Москвы украшаху. Высотная устремленность здания в сознании человека той поры (как и на рубеже XII—X! 11 веков) была одним из важнейших признаков красоты и выражением величия родной звмли и ее городов.

    В Устюге Великом еще в 1290 году была построена великая церковь Успениясложный по композиции храм о двадцати стенах, состоявший, очевидно, из высокого центрального восьмигранного столпа с квадратными прирубами притворов и алтаря. Некоторые  иконы XIV—XV веков сохранили изображение подобных деревянных храмов, завершенных шатрами. Таким образом, есть все основания полагать, что в XIII—XIV веках сооружались сложные по композиции, значительные по площади и вышине шатровые деревянные храмы.

    Большое распространение имели также клетские храмы, представлявшие собой сруб с прирубом алтаря и крутой кровлей н# два ската, на коньке которой ставилась главка. Такие церкви бывали очень небольшими ( церковь Муромского монастыря в Прионежье имела основную площадь менее 9 кв. м) и крупными сооружениями (церковь в Юксовичах , 1493, Ленинградская область).

    Судя по уцелевшим памятникам деревянного зодчества XV—XVI веков, композиции церквей были очень разнообразны. Часто клетская основа храма несла восьмерик, завершавшийся шатром, образуя очень характерный для церковного деревянного зодчества тип восьмерика на четверике. Как для клетскихтак и для столпообразных и сложных по композиции храмов, характерны отсутствие внутренних опорединство внутреннего пространства. Их внешний облик характеризуется мудрой простотой, монолитностью объемов, малым числом декоративных элементов.

Просмотров: 1521 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Скульптура и декоративно-прикладное | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz