МХК
Воскресенье, 19.11.2017, 06:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 25 » Расцвет свободной полифонии а творчестве Баха
19:59
Расцвет свободной полифонии а творчестве Баха
 Расцвет свободной полифонии а творчестве Баха
 
    Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) яви¬лось завершающим этапом музыкальной культуры барокко. В его произведениях удивительным образом сочетались все лучшие достижения предшествующих эпох: искусство полифонии немецких органистов, гомофонный стиль итальянской оперы и французской танцевальной музыки. Он унаследовал традиции инструментальной музыки.
   Известный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал:
«Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить.., с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно — творения великого Баха».
   Трагическая история Германии (Крестьянская и Тридцатилетняя войны» Вестфальский мир» окончательно закрепивший раздробленность страны) дала Баху возможность почувствовать глубокие противоречия своего времени.
   Поразительно разнообразно творческое наследие Баха» работавшего почти во всех музыкальных жанрах! В историю мировой музыкальной культуры он вошёл как непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого земного бытия и божественного мира совершенной гармонии отличают его органные мессы, хоралы, оратории, кантаты и пассионы («страсти*)-
   Ещё в XVII в. возникла традиция вокально- хорового исполнения «страстей» - - драматизированных торжественных повествований о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. Одним из величайших творений Бахя стали «Страсти по Матфею* (1729) -- грандиозное произведение из 78 номеров, исполнявшееся в течение четырёх часов. По замыслу автора, в нем участвовали два четырёхголосных хора с солистами и оркестр из 34 музыкантов. Нелегко было организовать исполнение этого монументального произведения при жизни композитора.
   Музыка «Страстей... * вызывала самые различные эмоции у слушателей: от строгой, возвышенной скорби до искреннего переживания, раздумья и просветлённого торжества жизни. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождалась рыданиями скрипки, а партии хоров передавали крики разъярённой толпы» требующей казни Христа.
   Строгим ревнителям церкви музыка не понравилась, она была слишком оперной и далёкой от религиозной догматики. Лишь в 1829 г,, спустя сто лет после её создания, двадцатилетний немецкий композитор Ф. Мендельсон (1809 — 1847) осуществит ее исполнение в Лейпциге.
   «Переполненный зал казался храмом, среди присутствующих царило торжественное благоговение; только изредка раздавались непроизвольные изъявления глубоко взволнованного чувства* (из воспоминаний Ф. Мендельсона].
   Одним из величественных творений Баха стала Высокая месса (Месса си минор) (1747 — 1749), созданная в стиле барокко. 
   Удивительно тонкая и красивая музыка, включающая арии, вокальные ансамбли и хоры, пере¬давала широкий эмоциональный диапазон: от ликования и просветлённого чувства радости до жалости, скорби и сострадания. Короткие фразы латинских молитв служили лишь поводом для выражения мыслей о противопоставлении жизни и смерти, о торжестве нравственного величия Человека.
Сложность структуры и большой объём не позволяли исполнить её в церкви во время праздничного дневного богослужения (при жизни Баха она не была исполнена ни разу). Месса состояла из 5 крупных частей, включавших 24 номера (15 хоров, 6 арий и 3 дуэта). Между тем грандиозное произведение поражало своей цельностью и чёткой продуманностью.
   Барочный характер музыки нашёл воплощение в полифоническом искусстве Баха, вершиной которого являлись фуги  — многоголосные произведения, в основе которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в разных голосах. Происхождение этого слова не случайно: звучащие голоса действительно как будто догоняют» друг друга и приходят к согласию лишь в конце. Обойдя все голоса, мелодия начинает дробиться на мелкие части, её звучание становится более напряжённым, неустойчивым.
   Хорошо известна и оркестровая музыка Баха. Каждый из шести Бранденбургских концертов (1711—1720), созданных в жанре, имеет свой неповторимый тембровый облик. Клавирные и скрипичные концерты, в которых Бах продолжил традиции А. Вивальди, — это то главное, что создано им в этой области. В клаиркой музыке он прокладывал новые пути, намечая основные направления в развитии фортепианной музыки.
   Сборник фуг и прелюдий «Хорошо темперированный клавир» (1722, 1744) непревзойдённый образец полифонической клавир-ной музыки, учебник и настольная книга для исполнителей многих поколений. Бетховен называл его своей «музыкальной Библией*, для Шумана она была «лучшей грамматикойе. Среди 48 фуг нет и двух похожих, каждую отличает по¬разительное многообразие мелодий и настроений. Связанные между собой, они являются вполне самостоятельными произведениями. Бах любил импровизировать за клавесином на темы популярных песен, сочиняя изящные и легкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда)* французских (куранта}* испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Француз-ские и Английские сюиты стали подлинным украшением концертных программ.
   Не менее популярной была светская вокально-инструментальная музыка Баха. Около 30 кинтат (вокально-инструментальных произведений для солистов хора и оркестра) при¬надлежит великому композитору. Каждая из них проникнута весёлыми и жизнерадостными интонациями, во всех чувствуются остроумие и тонкий юмор автора, В «Крестьянской кантате* (1742) звучат народ но-песенные мелодии, передающие стихию народной жизни. Она представляет собой живые зарисовки крестьянского праздника, любовного свидания на лоне природы, «Кофейная кантата* (1732) — это остроумная жанровая сценка, в которой ворчливый отец запрещает дочери пить кофе - модный в то время налиток. Но изобретательная и находчивая дочь ловко обходит все его запреты.
   За свою жизнь Бах создал множество музыкальных шедевров. Известно, что в конце жизни великий немецкий композитор потерял зрение. Последние сочинения он диктовал своим ученикам...

Просмотров: 3677 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Расцвет свободной полифонии а творч | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz