Эстетика барокко Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних основ жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породили новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир. Жаргонное словечко bаrоссо (причудливый, странный, вычурный), которым португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось лось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излишняя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле» была одной из причин разногласий, возникших между специалистами н оценке барокко. Одни видели в нём «стилевое направление о- в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко * извращённостью»» «незнаниемправили, проявлением «дурноговкуса», противоречащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения, Третьи» напротив, отмечали грандиозность, пластичность, стремление к красоте и воспринимали его как логичное продолжение традиций Возрождения. Некоторые исследователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искусством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстатических религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко — большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой художественной культуры. В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач искусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумление. Вот как об этом писал английский поэт А- Поуп (1688— 1744): Лишь там, где полускрыта красота, Достигнута искусства полнота^ Цель мастера — контрастами играть, Скрывать границы, взоры удивлять. Перевод С- Антонова Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведениях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нем почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаянием, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратности судьбы, его героические поступки находятся на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удивительно точно выражено одним ил героев У. Шекспира: Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца» богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем. Перевод Т. Щепкинай Куперник Человека, одержимого желанием выявить и понять главные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь констатация её сложности и противоречивости. Вот почему а произведениях барокко» с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий» раздвоенность н тревога» а с другой — стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любаи и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них» где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко характерны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоциональный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использование неожиданных метафор. Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как искусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продолжало ренессансные традиции. Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновременно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Применительно к искусству термин «барокко* впервые был использован в середине XVIII в. > когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в. В России отдельные черты барокко проявились во второй половине XVII в., а его расцвет приходится на середину X VIII столетия, В большей мере влияние барокко испытала русская литература XVII в. (например, поэтическое творчество Симеона Полоцкого (1629—1680), в гораздо меньшей -•- архитектура и живопись.
|