МХК
Вторник, 16.04.2024, 12:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Декабрь » 8 » АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА
16:46
АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА

АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА

   Великий Новгород был одним из крупнейших городов Древней Руси и политическим центром Новгородской феодальной республики, земли которой простирались до Урала и берегов Ледовитого океана. Своеобразные экономические и социальные условия в конечном счете определили особую остроту и силу столкновения двух начал: культуры церкви и феодальных верхов с культурой торгово-ремесленных слоев, В области идеологии это сказалось в возникшем здесь в XIV веке городском еретическом дрижении стригольниковотрицавших основы церковной феодальной иерархии. Явления общественной жизни наложили определенный отпечаток на художественное развитие, и в частности на зодчество.

    В Новгороде в XIV—XV веках, как и раньшехрамы возводят по заказу бояр, архиепископакупцов, корпораций уличан, как и прежде, новгородские зодчие — выходцы из городской ремесленной среды — вносят в свои произведения живую творческую мысль и народные художественные вкусы. В то же время на развитие архитектуры воздействуют и консервативные тенденции, особенно нарастающие в XV веке в связи с упорным сопротивлением новгооодского боярства включению Новгорода в состав Русского централизованного государства.

    Сходным с Новгородом был общественный срой его младшего брата — Пскова. При большом значении веча власть здесь также фактически принадлежала боярству, однако менее сильному, чем новгородское; важную роль играло купечество. Постоянная борьба на западном пограничье Руси поднимала значение народного ополчения и политический вес городских низов. Культура и искусство Пскова отличались большим, чем в Новгоррде, демократизмом.

    Монументальное строительство раньше возрождается в Новгороде, переживая уже в XIV веке пору блестящего расцвета. Самостоятельная псковская школа зодчества в это время только начинает слагаться, достигая расцвета в XV—XVI веках. В XIII—XIV веках, в период постепенного возрождения каменного строительства, важнейшую роль играло деревянное зодчество, оказавшее, как можно думать, существенное влияние и на развитие каменной архитектуры.

    Во второй половине XIII и первой половине XIV века (то есть за целое столетие) в Н о в г ор о д с к о й земле было построено лишь несколько небольших каменных церквей. Однако даже в таких трудных условиях зодчие искали новые формы, которые придали бы цельность и художественную выразительность их скромным постройкам.

    Уже в маленькой ц е р к о в к е Перынс к о г о скита под Новгородом (по-видимому, середина XIII века) ощутимы существенные изменения. Исчезают боковые апсидыпромежуточные фасадные лопатки; статичное позакомарное покрытие фасадов сменяется более динамичным трехлопастным. Это придало зданию монолитность и собранность.

    В ц е р к в и Н и к о л ы на Л и п н е (1292) при той же композиции несколько усилены декоративные элементы: линию трехлопастного завершения фасадов повторяет размещенный под нею аркатурный поясок. В первой половине XIV века поиски нового еще сосуществуют со старыми традициями. Ц е р к о в ь Спаса на Ковалеве (1345) повторяет исконное позакомарное завершение фасадов. Но три притвора храма, различные по величине и форме, напоминают прирубы деревянной церкви, а фасадные лопатки сохранены лишь на углах и как бы имитируют концы рубки в обло. В ц е р к в и Успения на Волот о в о м поле (1352) упрощаются черты, отмеченные в облике церкви Николы на Липне: здесь нет наружных лопаток, и монолитный объем стройного четверика завершается трехлопастным покрытием. Асимметрично расположенные притворы придают живописность композиции. Зодчий стремится достичь единства и свободы внутреннего пространства, широко расставив столбы и скруглив их западную пару. В церкви сохранялась прекрасная фресковая роспись. Как Ковалевская, так и Волотовская церковь были разрушены во время Великой Отечественной войны В XIII—XIV веках новгородская строительная техника существенно изменилась. Церковь Перынского скита построена еще в типичной для XI! века технике кладки из перемежающихся рядов известняковой плиты и плоских кирпичей на известковом растворе с цемянкой.

    Но уже в церкви Николы на Липне стены целиком сложены из отесанных лишь с лицевой стороны камней различного размера и даже различных пород. Оконные проемы, а также верхние части здания — своды и барабан — сложены из кирпича нового типа — квадратной или брусковой формы, толщиной 9—10 сантиметров. Возможно, что такой кирпич был воспринят новгородцами из соседней Риги.

    Во второй половине XIV века растет экономическое и политическое могущество Новгорода. Широко развивается и монументальное строительство, опирающееся на определившиеся в XIII—начале XIV века традиции. В эту пору складывается классический тип новгородского храма, прекрасными образцами которого служат ц е р к в и Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса Преображ е н и я на Ильине улице (1374). Это крупные здания, резко выделявшиеся из окружающей деревянной застройки. Зодчие отказываются от излишней лаконичности и делают храмы подчеркнуто нарядными. Именитых заказчиков — новгородских бояр — интересует прежде всего внешний эффект. На фасады здесь вновь возвращены членящие их лопаткитрехлопастной линии завершения вторит многолопастная кривая аркатуры, плоскости стен оживлены разнообразными нишками, бровками, декоративными крестами, создающими 5 м Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде. План и восточный фасад сочную игру светотени. Мощная апсида украше*на двухъярусной аркадой из полуваликов. Особым богатством декора и изысканностью пропорций отличается церковь Спаса на Ильине.

    Храм этот сохранил остатки фресковой росписиисполненной Ф е о ф а н о м Греком.

    Постройки конца XIV—XV веков многократно повторяют сложившийся тип. Таковы, например, ц е р к ви И о а н н а Б о г о с л о в а на В и т к е (1383)П е т р а и П а в л а в К о ж е в н и к а х (1406, ил. 44) и другие. Церковь Петра и Павла полностью восстановлена в первоначальном виде, с неоштукатуренной поверхностью стен. Кладка из камней неправильной формы и различных оттенков в сочетании с лопатками и арочными перемычками, исполненными из брускового кирпича, создает здесь удивительно живописное впечатление.

    Тип новгородского храма, сформировавшийся к середине X!V века, в дальнейшем продолжал применяться в строительстве около ста лет без каких-либо существенных изменений.

    Так, ц е р к о в ь Д в е н а д ц а т и а п о с т о л о в (1455) мало отличается от созданной за век до нее церкви Федора Стратилата. По старой схеме возведена в 60-х годах XV века ц е р к о в ь С и м е о н а в З в е р и н е м о н а с т ы р е и перестроена церк о в ь Д м и т р и я С о л у н с к о г о . Конечно, в некоторых из этих построек есть новые черты и даже конструктивные изменения: появляется подцерковье (подклет). Однако снаружи подклет никак не выражени общий облик храмов не меняется. Интенсивный процесс развития архитектурных форм, характерный для XIV века, в XV столетии как бы приостановился.

    Показательно, что параллельно с новым строительством в Новгороде в середине XV века проводилась реконструкция храмов XII века (например, ц е р к в и Ивана на Опоках, Уверения Фдмы на Мячине и других). Реконструкция эта фактически сводилась к полной перестройке всего здания, но с повторением форм XII века. Новгородское зодчество XV века стремилось сохранить в неприкосновенности свои традиции, сопротивляясь новым веяниям, которые могли бы пойти в разрез с такой охранительной тенденцией.

    Несомненно, что это явление было связано с общей направленностью политики новгородского боярства на последнем этапе борьбы с Москвой. Когда же по тем или иным причинам новгородские правители были вынуждены прибегать к помощи приезжих зодчих, они скорее обращались на Запад, чем к Москве. Очень типично в этом отношении, что новгородский архиепископ Евфимий пригласил в 30-х — 40-х годах XV века немецких мастеров, носителей запоздалой готики. Да и сама его идея создать в центре Новгородского детинца как бы самостоятельный феодальный замок с высокой башней имеет скорее западноевропейский, чем русский характер. Этот комплекс позже был перестроен, и в более или менее первоначальном виде сохранились лишь фрагменты дворцовых помещений и большая Евфимиева палата, перекрытая готическим сводом на нервюрах, сходящихся к столбу в центре зала (ил. 4£).

    Троицкий собор в Пскове, Реконструкция Ю. П. Спегальского В конце XV века Москва вооруженной рукой подчинила Новгород. Отныне все крупное строительство в Новгороде и Новгородской земле проводится по указу из Москвы. Существенно изменился и состав заказчиков, поскольку многие новгородские бояре были отправлены в другие города, а в Новгород переселены московские купцы. Конечно, сложившиеся традиции зодчества нельзя было сразу уничтожить и заменить новыми: в строительной технике и архитектурных формах построек XVI века часто еще ощущаются старые новгородские особенности. Однако основная линия развития новгородской архитектуры со времени потери Новгородом политической независимости быстро шла на сближение с общерусскими формами. Самостоятельное развитие новгородской архитектуры закончилось.

    Зодчество Пскова до XIV века целиком относится к кругу новгородской архитектуры.

    Лишь с отделением Пскова от Новгорода и становлением его политической самостоятельности сложились предпосылки для формирования собственно псковской архитектуры.

    Крупнейшим памятником псковского зодчества второй половины XIV века был не дошедший до нас Т р о и ц к и й собор, созданный в 1365—1367 годах на старой основе рухнувшего здания XII века. Известный нам по весьма точному рисунку конца XVII века собор сохранял существенные особенности композиции храма конца XII века: ярусность объемапониженная западная часть (нартекс), притворы с трехлопастными фасадами и подчеркивавшие динамику здания пучковые пилястры. Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные закомары фасадов резко поднимались кверху. Постамент под барабаном, видимо, отвечающий повышенным подпружным аркам, высоко поднимал главуимевшую сравнительно небольшой размер.

    Сделанная значительно позже деревянная кровля органически вошла в сложный силуэт собора, основной четверик которого приобрел шестнадцатискатное покрытие, Позже к восточным углам собора примкнули симметричные приделы в виде маленьких храмиков с восьмискатной кровлей. Таким образом, зодчий этого храма продолжил творческую переработку крестовокупольной системы, начатую русскими мастерами еще на рубеже XII—XIII веков, и как бы предвосхитил композиционные приемы русского зодчества XVI века. Последующая история Пскова более не выдвига-i ла перед архитектурой задач такого масштаба и идейного значения.

    Памятники псковской архитектуры XIV и второй половины XV века почти не изученыи судить о процессе развития можно лишь очень приблизительно. Уже в XIV веке зодчие отказались от кирпича и перешли к кладке из местной плиты, что вызвало необходимость обмазки фасадов изаестковым раствором для предотвращения быстрого выветривания камня. Это придавало постройкам мягкость, пластичный, как бы лепной характер.

    От второй половины XV века хорошо сохранилась небольшая четырехстолпная церковь Успения в М е л е т о в е (1461—1462).

    Ее средняя апсида — полукруглая, а боковые — прямоугольные. При повышенных подпружных арках средние членения фасадов сильно приподняты, и плоские пскдипцовые покрытия образуют такую же сложную шестнадцатискатную систему, как у Троицкого собора, видимо, вдохновлявшего псковских строителей. ТаЦерковь Успения в Мелетове. Схема покрытия кое же завершение, очевидно, имели псковска ц е р к о в ь Косьмы и Д а м и а н а с При м о с т ь я (1462, верх перестроен в XVI веке и некоторые х р а м ы Д о в м о н т о в а горо да, открытые раскопками в Пскове.

    Даже в XV веке еще сохранялись многи элементы, роднившие псковское и новгоро* ское зодчество. Это понятно: ведь обе школ объединяли общие традиции, сходные стро тельные материалы, тесные культурные связ В таких условиях больше удивляет самосто тельность псковского зодчества, чем его 6л зость архитектуре Новгорода.

        Крупнейшей работой стало расширение у кр е п л е н и й самого Пскова. С 1393 по 1452 год все деревянные укрепления центральной части города — древнего детинца, который псковичи называли Кромом,— были заменены каменными стенами. Быстрое расширение территории города сопровождалось постройкой новых оборонительных линий.

    К XV! веку общее протяжение крепостных стен Пскова достигло девяти километров.

Просмотров: 4182 | Добавил: $Andrei$ | Теги: АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz